----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Пещерный город Эски-Кермен / к началу раздела


Словарь имён, географических названий, терминов
Католикон - Куртина

Католикон монастырский от греч. - вселенский - соборный храм (по-русски - собор), в котором богослужение происходило каждодневно. К. именовались городские приходские соборы и главные монастырские. Они были отличны от евктериев, греч. часовен, где богослужение происходило в определенные дни года и к которым не были приписаны лица духовного сана.

Киворий (греч. – купол, сень) — шатер, укрепленный на колонках над могилой, престолом или крестильной купелью. Кивории могли изготавливаться из мрамора, металла или дерева. Свое происхождение К. ведет от древних надгробных памятников, подчеркивая мысль, что престол - гроб, место положения Тела Христова. Именно над могилами во времена Древней Церкви совершались богослужения, отсюда и обычай помещать под престол святые мощи. Наибольшее распространение получили кивории, сень которых была укреплена на четырех мраморных витых колонках.

В римские времена подобные шатры устанавливались на могилах, чтобы защитить их от непогоды, а также подчеркнуть их значение. Такой киворий или трофей был найден под престолом собора апостола Петра в Риме, вероятно, именно он и был установлен над могилой апостола. От этих могил киворий перешел к алтарю, символизирующему могилу Христа. Здесь киворий сближается по своему значениею с небольшим сооружением, кувуклией, установленным над Гробом Господним в Иерусалиме. По описаниям известны кивории, установленные над престолом и амвоном св. Софии Константинопольской. Серебряный киворий Св. Димитрия в Салониках, вероятно, отмечал место могилы святого.

Известны также кивории над саркофагом, содержащим мощи Св. Луки в Осиос Лукас, а также над саркофагом с мощами св. Екатерины в монастыре св. Екатерины на Синае. Некоторые кивории украшались спиралевидными колонками, а сверху над ними устанавливался крест (Ватикан, Св. София Константинопольская). Большинство известных кивориев относится к доиконоборческому времени. Однако, традиция устраивать кивории над престолами храмов сохранилась до нашего времени. При этом ножки поздних кивориев стали ставить прямо на углы престола. В древности открытые пролеты кивория в определенные моменты богослужения закрывались завесами. Быть может, от лампад, подвешенных в восточной части крышки кивория, происходит нынешний семисвечник.

--

Клав - край одежды, украшенный полосой.

Климент Александрийский, Тит Флавий, ок. 150-215 гг., сыграл значительную роль в становлении особой богословской школы в г. Александрия Египет). Ему принадлежит большое количество богословских творений, среди них «Увещевание язычников» и «Педагог». В 202 г. во время гонений удалился в Каппадокию, где и упокоился.

Клирос от греч. - духовенство - место для чтецов в храме. В церквях греческих, «алтарем чтецов» по Симеону Солунскому) служила площадка перед солеей. Ныне - К. занимает южный или северный концы солеи. В православной церкви место на возвышении перед иконостасом, на котором во время богослужения находятся певчие, чтецы и причётники (поставленные через епископскую хиротесию чтецы/певцы и иподиаконы считаются уже младшими клириками), а также лица священного сана, если они не принимают участия в богослужении по своему сану, а лишь помогают в чтении и пении. Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию.

Коммагена (Куммух) – древнее государство на Западном берегу Среднего Евфрата (территория современного турецкого вилайета Малатья), образовавшееся на рубеже 2 и 1 тысячелетий до нашей эры. В 8 веке до нашей эры за обладание Коммагеной, богатой металлами (особенно железом), боролись Урарту и Ассирия, победу одержала Ассирия. Позднее Коммагена находилась под властью Ахеменидов (6-4 века до нашей эры) и Селевкидов (3-2 века до нашей эры). В 162 году до нашей эры добилась независимости. В 17 году нашей эры была присоединена к Римской империи. В 72 году нашей эры при императоре Веспасиане вошла в состав созданной римской провинции Сирия. В дальнейшем Коммагена, расположенная между Каппадокией и Центральной Сирией, стала одним из духовных центров христианского мира. Была известна своими монастырями.

Консоль, франц. - балка, жестко закрепленная одним концом, другим - выступающая за опору, поддерживающая карниз, балкон и т. п.

Константин VII Багрянородный, Порфирородный, 905-959 –византийский император с 913 года, из Македонской династии, сын Льва VI. До 945 года – император номинально, так как правил захвативший власть в 920 году Роман Лакапин с сыновьями. Константин-7 во внешней политике сохранял дружественные отношения с Западом, Арабским халифатом, Болгарией и Русью. При Константине-7 военные действия велись в Месопотами и Северной Сирии. государственному правлению предпочитал литературные занятия, организуя вокруг себя знатоков античного научного наследия. Константин-7 – автор ряда трудов: «О церемониях византийского двора», «О фемах», «Об управлении империей».

Костотека - в монастырях - хранилище мощей умерших иноков.

Краниологические материалы – человеческие черепа, служащие объектами исследования в археологии и краниологии (раздел анатомии, изучающий строение черепа человека и черепов животных). Сопоставление краниологических серий одной или нескольких эпох, связанных с теми или иными территориями, позволяет выявить сходство или различие древнего населения этих территорий.

Крипта - чаще всего употребляется в краеведческой литературе о "пещерных городах" Крыма в значении - пещера.

Ктиторы - заказчики строительства храма, субсидировавшие его постройку.

Культурный слой – принятое в археологии название слоя земли на местах человеческих поселений, содержащего следы или остатки деятельности человека. Образование культурного слоя зависит как от времени и интенсивности человеческой деятельности на данном месте, так и от природных условий (намывов почвы, направления ветров и так далее). Толщина культурного слоя колеблется от нескольких сантиметров до нескольких десятков метров. культурный слой в ходе раскопок часто удаётся разделить на отдельные слои, каждый из которых относится к определённой исторической эпохе.

Куртина, франц. - участок крепостной стены между бастионами или башнями.

на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту


Эски-Кермен: коротко о главном
Эски-Кермен: карта-схема
Эски-Кермен - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

Пещерное средневековье Крыма

Горный Крым до 10 века
Горный Крым после 10 века

Что такое пещерные города?
Общая характеристика города

Эски-Кермен - древний город Готии

Дорос в земле Тавроскифов
Центр средневековой Готии
Искусственные пещеры
Погребальные традиции
Хозяйственная жизнь города

Этапы исследования Эски-Кермена

Первые научные исследования
Основной этап исследований
Главные гипотезы археологов

Очерк истории Эски-Кермена

Шестой-восьмой века нашей эры
Девятый-четырнадцатый века

Памятники города и его округи

Топографические условия
Подъёмная дорога к воротам
Комплекс главных ворот города

Пещерный храм с крестильней::01::02
Улицы средневекового города
Пещерные казематы
::01::02::03:04
Осадный колодец Эски-Кермена
Северная калитка Эски-Кермена
Северный дозорный комплекс
Храм "Трёх всадников"
::01::02
Интерпретация фрески

Пещерный храм "Успения":
Общее описание храма
Пещерный комплекс церкви
Внутреннее устройство храма
Храмовые росписи церкви
Роспись алтарной апсиды
Роспись западной стены
Фрески северной стены
Потолочные росписи храма

Жилые наземные постройки
Погребальные сооружения
Большой пещерный храм
Пещерный храм у городских ворот
Базилика и наземные храмы:
01::02::03::04::05::06::07::08
Памятники центра плато
::01::02
Башня укрепления Кыз-Куле
Храм "Донаторов"
::01::02::03::04::05::06::07
Поселение Черкес-Кермен

Приложения и дополнения

Краткая хронология исследований
Записка готского топарха:

01::02::03::04::05
Старая легенда Эски-Кермена
Два Дороса (Сирия и Крым)
::01::02
Свод греческих надписей
::01::02
Иконографические схемы
::01::02::03
Словарь терминов и Сокращения:

Авг - Гем :: Гим - Гот
Гру - Кап :: Кат - Кур
Лат - Мен :: Нар - Пер
Пещ - Сан :: Сар - Фео
Фет - Юст ::
Сокращения

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.