Как уже отмечалось, фрески пещерных храмов Эски-Кермена привлекали внимание учёных на протяжении многих лет. В литературе есть указания на копии и зарисовки, выполненные различными исследователями (Репников, 1932а, с. 146-147). Известно также, что в конце 1920-х годов в Эски-Кермене работали художники-копиисты Г. Андреев и Л. И. Линно (Равдоникас, 1929; Репников, 1932в).
После упорных поисков их работы, выполненные в Эски-Кермене и его округе, были обнаружены С. В. Харитоновым в архиве ИИМК РАН [РА ИИМК РАН. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1. Л. 1-12. Две зарисовки выполнены карандашом, остальные работы на десяти листах – акварелью и темперой. Формат примерно соответствует А3, А2. См. также: Харитонов, 2003б]. Эта находка послужила ценным материалом, позволившим точнее увидеть систему росписи храмов, понять построение ряда композиций. Большую помощь в этом направлении оказала также работа А. Ю. Виноградова по прочтению надписей на фресках.
В 2001-2002 годах И. Г. Волконской – автором этого раздела – были сняты кальки со всех сохранившихся и читаемых композиций эски-керменских храмов «Успения» и «Донаторов». В процессе выполнения кальки с изображения, как правило, частично утраченного, становится возможным более чётко увидеть замысел автора росписи и в ряде случаев достоверно реконструировать фрагменты композиции. Суммируя полевые и архивные данные, удалось представить системы росписи храмов «Успения» и «Донаторов». Данный раздел посвящён особенностям живописного оформления алтарей этих храмов.
Эски-Кермен. Храм "Донаторов". Фрагменты росписей по О. И. Домбровскому. Росписи алтаря
Храм «Успения». В храме «Успения» живописью покрыта его северная часть, включая алтарь, расположенный также в северной части помещения храма. Характерной особенностью изображений является холодно-зелёный санкирь (нижний живописный слой в изображениях ликов и обнажённых частей тела на фресках и иконах), который в настоящее время к тому же почти обнажился, лишившись верхних слоёв живописи – плавей.
В конхе апсиды храма «Успения» изображён Христос, восседающий на престоле, с предстоящими Богородицей и Предтечей. Спаситель облачён в красный гиматий и тёмно-бордовый хитон (что является иконографической особенностью), на правом плече виден желтоватый клав. Перекрестие его нимба бордовое. Правая рука – в благословляющем жесте, в левой руке - закрытое Евангелие. От изображения Богоматери остались лишь часть нимба с фрагментом головы и небольшая нижняя часть фигуры. Предтеча облачен в коричневый хитон и оливковый гиматий. Над фигурами сохранились подписи…
--
Между престолом и фигурами предстоящих изображены ангельские силы. Левый ангел – шестокрыл с красными крыльями и зелёными подкрылками. Правый ангел изображён с четырьмя зелёными крыльями и красными подкрылками, над головой его видна рипида цвета золотистой охры. У обоих ангелов из-под крыльев видны руки и ноги. В процессе выполнения кальки с данной композиции было замечено, что по бокам от фигуры правого ангела, выше верхней части крыльев имеются полукруглые изображения охристого цвета. Правое из них имеет коричневые разделки, похожие на изображение шерсти или гривы. Очевидно, здесь был изображён тетраморф.
Перед нами – композиция, соединившая в себе Деисуса и видение пророка Иезекиля. Многочисленные примеры изображения видения пророка Иезекиля в конхе апсиды имеются в Закавказье, Малой Азии, Сирии и Египте. Это архаичная композиция, известная с доиконоборческих времён. Христос в мандорле с тетраморфами и огненными «престолами» изображён в церкви Ламбат в Армении (начало 7 века). В церкви святого Додо Давид-Гареджийского монастыря в апсиде изображён Христос во славе с символами Солнца и Луны, а также двумя тетраморфами (фреска датируется 7-8 веками). К концу 9 века (или к 11 веку по М. Рестле) относится роспись свода апсиды храма «Трёх Крестов» в Каппадокии, представляющая довольно сложную композицию видения пророка Иезекиля и пророка Исайи.
В более позднее время эта композиция соединяется с Деисусом, что мы находим, например, в грузинской церкви святого Георгия в Накипари (1130 год), в сирийской церкви святого Димитрия в селении Кузба (вторая половина 12 века), в малой церкви монастыря Койбар (1263 год) в Армении. В самом Крыму, в церкви армянского монастыря Сурб-Хач имеется интересный вариант такого Деисуса, где Спаситель изображён во славе, а символы евангелистов расположены свободно на фоне композиции. Фреска датируется О. И. Домбровским концом 14 – началом 15 века (Домбровский, 1966). Ближайшей к месту нахождения аналогией описанной композиции является роспись конхи алтарной апсиды церкви Южного монастыря на горе Мангуп. Здесь, в конхе апсиды помещён Деисус с тетраморфами и двумя неизвестными святыми. О. И. Домбровский датировал эту фреску 14-15 веками.
В нижней части апсиды эски-керменского храма «Успения» изображено «Поклонение Жертве». Возникновение этой композиции относится приблизительно к концу 11 века, но окончательное оформление связано с византийскими богословскими спорами второй половины 12 века относительно евхаристической Жертвы. Наиболее ранними примерами этой композиции в византийском мире являются алтарные росписи церкви святого Георгия в Курбиново (1191 год) и церкви Ризы Богоматери в селе Биела (конец 12 – начало 13 века), в Сербии.