|
Погребальные традиции Эски-КерменаВ Эски-Кермене были открыты многочисленные городские семейные и церковные усыпальницы, куда помещались кости умерших людей. Обычай погребать кости умерших в семейных и церковных усыпальницах был принят в Эски-Кермене, по мнению Н. И. Репникова, в 8-9 веках и просуществовал там до 12-13 веков. В соответствии с этим обычаем, вначале тела умерших людей хоронили в особых, высеченных в скале гробницах, где они находились до полного истлевания мягких тканей, после чего одни лишь кости вынимались и вторично погребались в специальных усыпальницах (оссуариях), предназначенных для нескольких последовательных захоронений.
По мнению Н. И. Репникова, генезис этого обряда следует видеть в сиро-малоазийском влиянии (Репников, 1932б). В Эски-Кермене обнаружены как временные могилы в виде вырубленных в скале гробниц, так и усыпальницы различного типа, в частности в виде неглубоких овальных в плане помещений с нешироким входом, высеченных в скале, где складывались без порядка человеческие кости. Проникнув в Крым, как полагал Н. И. Репников, в 8-ом веке, описанный выше погребальный обряд постепенно распространился по всему Горному Крыму. Согласно предположению Н. И. Репникова, этот обряд мог быть принесён в Крым эмигрантами иконопочитателями из Малой Азии в эпоху иконоборчества в Византии (Репников, 1932б). Наряду с гробницами для временных захоронений и различного типа усыпальницами (оссуариями), в Эски-Кермене на территории могильника и у стен базилики были исследованы другие типы погребальных сооружений: грунтовые склепы, подбойные могилы, прострые грунтовые могилы, гробницы для многократных последовательных захоронений, частично высеченные в скале и надстроенные из камня по типу саркофагов, а также склепы, высеченные в скале (Репников, 1932б; Айбабин, 1984; Паршина, 1988). Захоронения в грунтовых склепах и подбойных могилах характерны для аланского населения; датируются они 7-8-ым веками. Простые грунтовые могилы являются разновременными, на территории могильника они датируются преимущественно 9-10-ым веками, грунтовые могилы у стен базилики, возможно, являются более поздними. Гробницы для многократных последовательных захоронений, построенные по типу саркофагов, примыкающие к северной стене базилики, датируются 10-11-ым веками. Склепы, высеченные в скале у северной стены базилики, датируются 11-12-ым веками. А. И. Айбабин по составу находок в эски-керменском могильнике начало существования могильника относит к концу 6-го века (Айбабин, 1991). Краниологические материалы из Эски-Кермена свидетельствуют о почти неизменном облике населения этого города на протяжении нескольких веков. Черепа из Эски-Кермена, как и черепа из Мангуп-Кале, относятся к брахикранному европеоидному антропологическому типу, близкому к типу черепов из могильника Суук-Су на Южном берегу Крыма, древним черепам из Передней Азии, в частности из Сиалка на территории Ирана и северного побережья Малой Азии, а также древним черепам с Северного Кавказа (Зиневич, 1973). -- По составу населения Эски-Кермен мог быть полиэтническим городом, что определяется по наличию так называемой дифференциации антропологических признаков в костных антропологических материалах (Петров, 1935). Наряду с первоначальным тавро-скифским и аланским населением, в городе могли жить малоазийские греки. По данным Г. И. Петрова, Г. Ф. Дебеца, в антропологических материалах из Эски-Кермена имеется примесь североевропейского долихокранного типа (Петров, 1935; Дебец, 1949) [по мнению Г. Ф. Дебеца, основной тип населения города средневековой Крымской Готии обнаруживает наиболее близкое сходство с типом сармат волжской дельты и, по-видимому, крымских тавров (Дебец, 1949)]. В Эски-Кермене в ходе археологических раскопок исследовались в основном остатки оборонительных сооружений (Репников, 1932в; Веймарн, 1958а) и частично храмово-погребальные комплексы (Репников, 1932а, 1932б; Айбабин, 1991). Базилика раскопана (Шмит, 1932а; Паршина, 1998). Однако, большая часть центральной части города не исследована. Как было отмечено выше, она представляет собой множество холмиков, прикрывающих остатки различного рода построек. На всей территории плато Эски-Кермена вскрыто и исследовано только 1480 кв. м жилых кварталов, при предполагаемой общей площади жилых кварталов этого города, по оценке Е. В. Веймарна, около 60 000 кв. м (Веймарн, 1982). Несмотря на интерес археологов к Эски-Кермену, древний город продолжает хранить свои тайны. Вопрос о датировке памятников Эски-Кермена остаётся открытым (Айбабин, 1991; Могаричев, 1994, 1997). По мнению Н. И. Репникова, «…окончательное установление имени древнего Эски-Кермена состоится в момент находки соответствующей надписи, на что вполне можно рассчитывать под мощными насыпями средней части городища» (Репников, с. 150). Е. В. Веймарн считал, что для ответов на вопрос о первоначальном имени Эски-Кермена и на многие другие вопросы, связанные с историей Эски-Кермена, необходимо проведение систематических, широкомасштабных археологических исследований этого города. на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную |
|
|