Эски-Кермен, общие сведения центр средневековой Готии
Выше было упомянуто о том, что крымский Дорос – это центр средневековой Крымской Готии. По мнению А. Л. Якобсона, топоним «Готия» в Крыму мог не иметь этнического содержания, и это название следует понимать как «термин условный, преимущественно церковно-топографический» (Якобсон, 1950, с. 18). М. А. Тиханова считала нужным подчеркнуть, что «…как для 7-8 веков, так и для более позднего времени название «Готия» имело отнюдь не этническое, а исключительно географическое значение, обозначая собой территорию юго-западного нагорного Крыма и его южное побережье» (Тиханова, 1953, с. 327).
Комплекс оборонительных сооружений у Восточной калитки Эски-Кермена
Высказанные А. Л. Якобсоносм и М. А. Тихановой предположения о том, что в средневековый период топоним «Готи» не отражал особенностей этнического состава населения Крыма, но имел преимущественно церковно-топографическое или только географическое значение, являясь названием юго-западной части Горного Крыма и значительной части Южного берега Крыма, определили новый взгляд на так называемую готскую проблему в археологии Крыма. Суть этой проблемы состоит в несоответствии сведений о Крымской Готии и крымских готах, имеющихся в средневековых письменных источниках, археологическим материалам, не содержащим свидетельств о сколько-нибудь значительном присутствии готов в Крыму в средневековый период. Однако, по-видимому, в рамках высказанных предположений не могут быть решены все вопросы, связанные с указанной проблемой.
По мнению И. С. Пиоро, употребление слова «Готия» лиши как географического термина не исключает возможности обитания в позднесредневековом Горном Крыму каких-то ассимилированных потомков готов. И. С. Пиоро полагает, что крымские готы, поселившиеся на Крымском полуострове в 3-4-ом веках, продолжали существовать в Крыму вместе с аланами в период раннего средневековья и в последующие века, даже сохранив до 16-го века свой язык и распространив название «готы» на население и территорию Юго-Западного Крыма (Пиоро, 1990). Одним из свидетельств о готском языке в Крыму является свидетельство австрийского посла в Константинополе О. Бюзбека, встретившего около 1569 года в Константинополе двух человек, прибывших из Крыма, один из которых говорил на готском языке. О. Бюзбек записал 80 слов языка крымских готов, составив, таким образом, словарь этого языка, дошедший до нашего времени (Байер, 2001).
«Пещерные города» в Крыму – это развалины городов, замков, монастырей и неукреплённых поселений, расположенные в юго-западной части Крымского полуострова, на возвышенностях Внутренней гряды Крымских гор. На территории «пещерных городов» находятся вырубленные в толще мягких известняковых пород различные по своему назначению помещения. Возникли крымские «пещерные города» в эпоху средневековья. Самые большие по площади «пещерные города» Крыма: Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Кыз-Кермен, Чуфут-Кале. Искусственные пещерные ансамбли Крыма, как и современные города – Симферополь, Бахчисарай, Инкерман и Севастополь, - расположены преимущественно вдоль древнего сухопутного пути, который вёл из степей Северного Причерноморья в Херсонес Таврический.
[Горный Крым является не единственным местом на земном шаре, где имеются искусственные пещерные сооружения. В южной части Грузии, в историческом крае Месхети, находится грандиозный пещерный комплекс Вардзиа – пещерный монастырь, высеченный в скале во второй половине 12-го века. Многоярусный пещерный ансамбль тянется не полкилометра и расположен на высоте 1300 м над уровнем моря. В Грузии имеются и другие пещерные комплексы, в частности скальный город Уплис-Цихе, строительство которого велось с середины I тысячелетия до нашей эры (Гаприндашвили, 1960; Чубинашвили, 1961). Много пещерных церквей 10-11 веков, монастырей 11-го века и несколько больших подземных городов, возможно, раннего христианского периода, целиком высеченных в толще материковой скалы, находится в Каппадокии, области в центральной части Малой Азии (Родли, 1985)]
Гора с плоской вершиной, на которой расположен Эски-Кермен, вытянута с севера на юг. Длина её плато – 1040 м, наибольшая ширина – около 200 м. С юга на плато горы Эски-Кермен поднимается извилистая дорога, вырубленная в скале. Эта дорога приводит к главным городским воротам, в древности сильно укреплённым. Помимо главного пути, в город вели три второстепенных подъёма (через так называемые калитки). На территории города прослеживаются направления главной и боковых улиц.
--
Вблизи самого высокого места плато расположена площадь с развалинами трёхнефной, трёхапсидной базилики, построенной из тёсаного камня. Поверхность плато представляется состоящей из множества холмиков, прикрывающих остатки различных построек. Культурный слой весьма значителен, в центральной части плато достигает 4 м толщины, и по составу находок датируется периодом с 6-го до 13-го века. Общая площадь плато горы Эски-Кермена – около 100 000 кв. м. Площадь города внутри контура оборонительных стен составляет приблизительно 81 600 кв. м. (Репников, 1932а; 1932в; Веймарн, 1982).