В конхе алтарной апсиды традиционный для православных храмов Деисус. Очертания фигуры Христа, сидящего на престоле, по причине сильной законченности читается с трудом. Правая рука его в благословляющем жесте, в левой - закрытое Евангелие. Хитон красный, а верхняя риза - гематит (темно-бордовый цвет). Престол в виде скамейки охристого цвета с подушкой. От лика сохранился только санкирь изумрудного цвета, как и в других росписях этого храма. Через правое плечо, на хитоне клав -охристого цвета.
Реконструкция росписи алтарной части храма "Успения" по И. Г. Волконской (из книги С. В. Харитонова "Древний город Эски-Кермен")
На уровне престола справа и слева шестикрылые серафимы. От ликов остался только санкирь. У левой фигуры серафима крылья с красным оперением, а у правого - красные крылья и зеленая опушка. Над серафимом слева - между верхними скрещенными крыльями продолговатый овальный предмет охристого цвета с белой обводкой, очевидно, рипида. Справа от Христа - Богородица в рост, от её фигуры остался нимб и верхняя часть головы, лик не сохранился. Можно только понять, что у неё был темно-бордовый мафорий и темно-синий, почти черный гимматий. Слева от Христа Иоанн Предтеча. Его фигура сохранилась лучше: видна часть лика, руки; верхняя одежда - умбра, нижняя - охра. Позем -темно-изумрудный. Яркость красок этой композиции достигнута за счет контраста между изумрудной зеленью и красной охрой. Фон - синий.
Деисус присутствует в алтарной нише каждого крымского храма, где только сохранились росписи. Этой особенности иконографии посвящено исследование О. И. Домбровского. Как первоначальный источник алтарного Деисуса автор, следуя, вероятно, Ф. И. Шмидту, видит Малую Азию. Причина же популярности сюжета, по его мнению, заключается в том, что малые размеры и отсутствие купола вынуждали художника замещать купольного Пантократора изображением Христа на троне из Деисуса; произошло изменение внутреннего смысла композиции и отчасти формы. Из сцены моления Богородицы и Иоанна Предтечи перед Христом за род человеческий она, по мнению О. И. Домбровского, к XIV в. в крымских фресках превращается в образ «Церкви земной», в противоположность «Церкви небесной», которую должна была символизировать купольная сцена с Вседержителем (Домбровский, 1966).
В балканских областях Византии в конхе храма, как правило, находилось изображение Богоматери в виде Оранты или Никопеи. Впоследствии, эта традиция перекочевала на Русь, чему пример мозаики Софии Киевской. Ей упорно сле¬дуют православные Балкан при сооружении больших купольных соборов и однонефных сельских храмов. В восточной же части византийского мира в росписи конхи преобладали трех фигурные и многофигурные композиции с центральной фигурой Христа и реже - Богородицы. С XI в. в росписи уже прочно утверждается Деисус. Деисус в алтаре получил необычайно широкое распространение в Малой Азии, закавказских странах, особенно в Грузии (Амиранашвили, 1963).
Как яркое проявление особой почитаемости образа можно привести пример Верхней Сванетии, где все сельские церкви, построенные преимущественно в XI-XII вв., следуют этой схеме (Кузнецов, 1974). В малоазийских росписях иногда фигуры Богоматери и Предтечи заменяются Архангелами. В этом случае у основания престола Христа находятся херувимы и серафимы - «троны», что роднит этот вариант сюжета с Деисусом. Считается, что композиция Деисуса связана с иконографией Страшного Суда, где в верхней части представлен Христос на троне, поддерживаемом небесными стражами предстоящими Богоматерью и Предтечей, святыми и архангелами. Общую эсхатологическую направленность композиции Деисуса остро чувствовали на Руси, где его помещали над гробами святителей и князей внутри храмов (Брюсова, 1988).
Распространение деисусной композиции в средневековой Таврике можно все-таки связать только с тем влиянием, которое оказывала Малая Азия и православный Кавказ на Таврику в средневековье. Это влияние во многом объясняется географической обособленностью региона, и, очевидно, традиционными связями внутри него. Они перестали ощущаться только в начале 20-х гг. нашего столетия, когда Южный Понт покинули последние греки (Jakobson, 1982).
--
В нижнем регистре алтаря храма «Успения» помещена композиция, известная под названием «Се, Агнец», в центре которой престол, а справа и слева два ангела с рипидами; за каждым из них угадывается еще по одной фигуре. Слева - святитель, о чем говорит сохранившаяся часть омофора и палица. Подризник - белый с красными и синими перемежающимися полосами. Фелонь белого цвета. От лика сохранился небольшой фрагмент с санкирем.
От фигуры ангела мало что осталось: предположительно, он был в белом одеянии, очерченном розовыми и желтыми мазками. Видны фрагменты рук и часть крыльев гематитового цвета. По нижнему краю одежды проходит охристая кайма. Угадываются фрагменты крыльев гематитового цвета. Перед ангелами рипиды. От фигуры второго ангела остались лишь верхняя часть нимба и часть ближайшего к престолу крыла. Фигура святого справа не сохранилась - видна только часть нимба. Позем изумрудного цвета. Престол написан красной краской с розовыми пробелами. Он сохранился фрагментами. Н. Репников в свое время еще видел на нем Христа Младенца.
На алтарной арке Благовещение. Справа ангел: сохранилась часть нимба и фрагменты одежд. У образа Богородицы сохранились: нимб, фрагменты лика и опущенная вниз левая рука. Богоматерь сидит на охристой скамейке. Одежда - гематит. Под ней еще изображение святого, от которого осталась только часть нимба. Сверху остатки греческой надписи, выполненной белой краской. Как правило, на столпах и в нижней части алтарной арки изображались ветхозаветные пророки, что отвечало представлениям византийцев согласно им здание храма мыслилось образом Космоса и Церкви Христовой, основание которой заложили и поддерживают пророки Ветхого Завета.