----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Пещерный город Эски-Кермен / к началу раздела


Пещерный комплекс церкви Успения
внутреннее устройство храма

Помещение с храмом неправильной прямоугольной формы, размерами 5,7x3x2,25 м. В него с юго-востока ведет вход размером 1 х 1, 5 м, направо от которого в углу находится ниша апсиды 1x0, 7 м, направленная точно на восток. В ряде церквей Каламиты, Чилтера и а алтари представляют собой небольшую нишу, вырубленную в углу помещения, а не по основной оси помещения храма. В этом случае основополагающую роль играло направление алтарной части в восточную сторону. Ближайшая аналогия нашему храму по плану - малый храм Шулдана.

В центре апсиды маленький скальный престол, в форме усеченного конуса, примыкающий к стене, размерами 0,5x0,55 м. Справа в престоле сбоку просечено углубление для вложения мощей. К северу от апсиды устроен протезис в виде ниши. В древности алтарь был отделен от остальной части храма деревянной алтарной преградой: в полу и стенах сохранились гнезда для ее установки. Подрубки эти, вероятно, более поздние, чем роспись. Во всяком случае, при нынешнем состоянии памятника создается впечатление, что следы деревянных конструкций преграды «режут» фреску.

План и разрез храма Успения
План и разрез храма "Успения Богородицы"
на городище Эски-Кермен

Алтарная часть храма  Успения Богородицы
Алтарная часть храма  "Успения Богородицы"
на городище Эски-Кермен

Традиционной византийской алтарной преграды с темплоном и колонками, поддерживающих его, здесь, по всей видимости, не было. Эта конструкция могла оказаться слишком громоздкой для скромных масштабов храма. В единовременном храме «Трёх всадников» присутствовала традиционная высокая алтарная преграда из дерева, что объясняется большими размерами последнего. По границе росписи прослеживаются следы перегородки, которая отделяла сам храм от остального помещения и, возможно, была сооружена из дерева.

В центральной части западной стены пещеры за пределами собственно церкви находится ниша, где на уровне пола вырублен тарапан размерами 2,1х1 м. В юго-западной части помещения имеются ямки, служившие, возможно, для установки пифосов. Некоторые части храма кажутся абсолютно иррациональными. Например, наличие тарапана вблизи росписей. Но напомним, что следы и остатки «воздушных печей» в современных храмах выглядят теперь также совершенно нефункционально, назначение их, на первый взгляд, может показаться абсолютно не понятным. Кроме того, некоторые детали пещерных храмов могли относиться к разным периодам строительства или соответствовать местным особенностям богослужения.

В средневековых монастырях, особенно небольших, трапезная иногда непосредственно примыкала к храму. Среди крымских памятников можно назвать трапезную монастыря Челтер-Мармары, которая отделялась от западной части монастырского католикона лишь каменной стенкой (Могаричев, 1997). Согласно Блаженному Симеону Солунскому и Марку Эфесскому XV в., в монастырях Богородичная просфора сразу после совершения литургии переносилась на трапезный стол, где и вкушалась братией с молитвою (Симеон Солунский, «О святой молитве»). Это предполагает, что трапезная должна была находиться недалеко от храма. Такое взаиморасположение структурных единиц особенно показательно в условиях пещерного варианта со скальными переходами и лесенками между отдельными помещениями.

--

Изготовление хлебов для причастия иногда обставлялось в средние века особой обрядностью. В раннесредневековых церквях Сирии печи для выпечки причастного хлеба иногда примыкали непосредственно к алтарю храма. Вероятно, сходные нормы касались и изготовления причастного вина. В западной части трапезной монастыря Чилтер-Мармары находится тарапан с чаном для сусла и ямками, вероятно, предназначенными для установки пифосов. По-видимому, в нашем случае наличие тарапана также указывает на существование подобной практики в монастырях Эски-Кермена.

Особо следует отметить, что в этих случаях речь идет о монастырских особенностях приготовления к богослужению. В приходских храмах средневековой Таврики таких конструктивных особенностей, как наличие площадок для давления винограда, не наблюдается. Если верно наше предположение, то вся южная часть помещения, свободная от фресок, могла быть трапезной. Надо сказать, что эта традиция уходит корнями еще в эпоху Древней Церкви: так, в кафедральном комплексе Салоны (совр. Сплит, Югославия), в одном дворе с храмом производилось и хранилось оливковое масло и вино (Беляев, 1998).

Храм «Успения» и прилегающие к нему помещения представляют, как уже было сказано, единый комплекс. Первоначально, по мнению Н. Репникова, в толще скалы была устроена цистерна, в которую вело узкое отверстие с поверхности. Затем на уровне пола нынешней церкви были вырублены «постели», для укладки крепостных стен. Впоследствии, когда стены были разобраны до скалы, сверху до уровня их основания была вырублена лесенка, для сообщения с нижней террасой. Здесь после и была задумана постройка церкви. Строители, возможно, и не предполагали, что в этой скале имеется засыпанная цистерна, а это существенно облегчило вырубку храма.

Первоначально, по-видимому, вырублена северо-восточная часть помещения собственно храм. Цистерна превратилась в подвал, закрытый деревянным настилом. Верхнее же отверстие бывшей цистерны заложили плитой (Репников, 1932). Тогда же были вырублены и помещения к западу от лесенки: костотека и еще одно скальное помещение. Мы предполагаем, что у храма был еще каменный тамбур и, возможно, деревянный балкон, нависавший над обрывом, впоследствии нависающая часть упала вниз. После того была высечена юго-западная половина пещеры, а затем выемка в северной части пещеры, недостающая до пола, и в ней был устроен тарапан. Дорублен был и пол храма, а также несколько расширена цистерна, по бокам ее сделаны ниши. Фресковая роспись была нанесена, как нам кажется, уже после сооружения тарапана.

на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту


Эски-Кермен: коротко о главном
Эски-Кермен: карта-схема
Эски-Кермен - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

Пещерное средневековье Крыма

Горный Крым до 10 века
Горный Крым после 10 века

Что такое пещерные города?
Общая характеристика города

Эски-Кермен - древний город Готии

Дорос в земле Тавроскифов
Центр средневековой Готии
Искусственные пещеры
Погребальные традиции
Хозяйственная жизнь города

Этапы исследования Эски-Кермена

Первые научные исследования
Основной этап исследований
Главные гипотезы археологов

Очерк истории Эски-Кермена

Шестой-восьмой века нашей эры
Девятый-четырнадцатый века

Памятники города и его округи

Топографические условия
Подъёмная дорога к воротам
Комплекс главных ворот города

Пещерный храм с крестильней::01::02
Улицы средневекового города
Пещерные казематы
::01::02::03:04
Осадный колодец Эски-Кермена
Северная калитка Эски-Кермена
Северный дозорный комплекс
Храм "Трёх всадников"
::01::02
Интерпретация фрески

Пещерный храм "Успения":
Общее описание храма
Пещерный комплекс церкви
Внутреннее устройство храма
Храмовые росписи церкви
Роспись алтарной апсиды
Роспись западной стены
Фрески северной стены
Потолочные росписи храма

Жилые наземные постройки
Погребальные сооружения
Большой пещерный храм
Пещерный храм у городских ворот
Базилика и наземные храмы:
01::02::03::04::05::06::07::08
Памятники центра плато
::01::02
Башня укрепления Кыз-Куле
Храм "Донаторов"
::01::02::03::04::05::06::07
Поселение Черкес-Кермен

Приложения и дополнения

Краткая хронология исследований
Записка готского топарха:

01::02::03::04::05
Старая легенда Эски-Кермена
Два Дороса (Сирия и Крым)
::01::02
Свод греческих надписей
::01::02
Иконографические схемы
::01::02::03
Словарь терминов и Сокращения:

Авг - Гем :: Гим - Гот
Гру - Кап :: Кат - Кур
Лат - Мен :: Нар - Пер
Пещ - Сан :: Сар - Фео
Фет - Юст ::
Сокращения

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.