|
Эски-Кермен |
|
|
На южной стене, над скамьей, рядом с апсидой имеется вырубка, вероятно, жертвенник. В западной части южной стены, под потолком, вырублена ниша размерами 1, 2x0, 4 м. В полу храма имеется водосток. Стены тщательно обработаны. В комплексе с церковью находится пять усыпальниц и пять гробниц — вырубленных в скале могил с заплечиками, перекрытых каменными плитами, находки из которых датированы 10 -12 веками.
Подобно храму «Судилище» и храму «Трёх всадников», помещение «Большого пещерного храма» имеет конхиальную форму (Могаричев, 1997). Западная стена храма отсутствует. Возможно, в дресности западная стена была деревянной, с дверью и окнами. Апсида отделяется от двух боковых вогнутых стен (северной и южной) скальными простенками, которые, поднимаясь к потолку, образуют арку. Апсида имеет синтрон. В полу апсиды высечено углубление для основания престола. Вдоль северной и южной стен высечены скамьи.
В южной вогнутой стене, рядом с апсидой, над скамьёй имеется ниша, возможно, жертвенник. В западной части южной стены над потолком имеется другая ниша. Под «Большим пещерным храмом» высечены в скале усыпальницы (оссуарии) и гробницы. Как отмечалось выше, Н. И. Репников, по предметам, найденным среди костей, датировал усыпальницы, высеченные под этим храмом, 8-10 веками. По мнению Н. И. Репникова, храм, усыпальницы и гробницы составляют единый комплекс «Большого пещерного храма» (Репников, 1932а).
Пещерный храм у городских ворот. Южнее «Большого пещерного храма», по ходу верхнего марша подъёмной дороги, в обрыве скалы высечен другой храм, так называемый «Пещерный храм у городских ворот». «Пещерный храм у городских ворот» расположен в том же обрыве, находится в 25 метрах южнее «Большого храма». Он состоит из двух помещений – собственно храма и комнатки причетника с маленьким окошком. На входе в храм, в западной части, у порога высечена неглубокая ванночка с рисунком листа, от которой на улицу ведет сточный канал. Здесь омывали ноги перед входом в святое место. По другой версии, это остатки тарапана, который могли соорудить после прекращения функционирования церкви. Справа от входа – усыпальница с вырубками под крышку, слева у стены – лежак с возвышением под голову. Алтарь располагался напротив входа в полукруглом углублении, вдоль стен высечены скамьи.
Часть скальной западной стены и край древнего проёма разрушены. Помещение храма прямоугольной формы, ширина «нефа» больше его длины. В восточной стене напротив входа высечена апсида. Она отделяется от северной и южной частей восточной стены скальными простенками. В северной стене высечена скамья. В восточной стене, к югу от апсиды высечена ниша. Рядом с входом в храм, с южной стороны, в полу вырублена большая гробница. Непосредственно у дверного порога в полу храма искусно высечено подковообразное углубление с канавками для отвода воды (проникавшей в храм сверху, по поверхности скалы, возможно, через разрушенный дверной проём). В южной стене храма имеется дверной проём, ведущий в смежное помещение с лежанкой, высеченной в восточной стене, и окном в западной стене.
Храм прямоугольной формы, размерами (по полу) 4,1x4,17x2 м. Наос вытянут с севера на юг. Западная стена Церкви представляет собой скальную перегородку со входом, в настоящее время частично разрушенную. Апсида полукруглой формы, размерами 1,7х2,3м, ориентирована на восток-север-восток. От остального помещения она отделена так же, как и в «большом храме», однако более грубо. В простенках имеются пазы для установки деревянной алтарной преграды. Престол первоначально был вытесан из скалы и составлял одно целое с церковью. К югу от апсиды в полу вырублена могила с заплечиками. В северной стене высечена скамья, в углу которой, рядом с апсидой, находилась лежанка с изголовьем. В восточной стене к югу от апсиды вырублена ниша. Обработка стен помещения аналогична обработке «большого храма». В южной стене храма прорублен вход со ступенькой и небольшое помещение трапециевидной формы с окном в западной с гене Вероятно, это келья причетника церкви. Рядом с церковью расположены три усыпальницы.
--
Время создания пещерных церквей в районе подъемной дороги следует определить серединой X — началом XI в. Вероятно, это древнейшие пещерные церкви на городище. Вблизи «Пещерного храма у городских ворот» в обрыве скалы высечены усыпальницы (оссуарии) обычного для Эски-Кермена типа, в которых находились человеческие кости (Репников, 1935).
По мнению Е. В. Веймарна, храмы и усыпальницы, высеченные в скале вдоль верхнего марша подъёмной дороги, также как храмово-погребальные комплексы, устроенные у южного конца нижнего марша подъёмной дороги, могли возникнуть только тогда, когда оборонительные сооружения города были разрушены или утратили своё значение (Веймарн, 1958а) [«Можно категорически утверждать, - писал Е. В. Веймарн, - что существование всех пещер одновременно с обороной немыслимо с военно-оборонительной точки зрения.
Каждое помещение, как пещерное, так и наземное, находившееся под оборонительными стенами или близко перед ними, только облегчало бы противнику подход к крепости, создавая ему защиту и возможность накопления сил для штурма» (Веймарн, 1958а). Иная точка зрения была высказана О. И. Домбровским. По мнению О. И. Домбровского, устройство церквей или часовен при оборонительных стенах было широко распространено в средневековых городах. Как об одном из примеров подобных устройств О. И. Домбровский упоминает о пещерных храмах, расположенных вблизи оборонительных сооружений Мангуп-Кале: «На обрывах Мангупа среди пещерных сооружений, соединяющих в себе хозяйственные и боевые функции, также имеется ряд храмов, органически вросших в систему обороны города» (Домбровский, 1966, с. 44)].
на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную
Поиск по сайту |
|