Эски-Кермен, общие сведения Дорос в земле Тавроскифов
«Средневековые памятники Горного Крыма исследованы всего менее, и многие из них являются таинственной загадкой, правильное решение которой прольёт свет на многие исторические вопросы и, в частности, на проблемы ранней русской истории. С этой точки зрения особенно интересны и особенно загадочны так называемые «пещерные города» Крыма». В. И. Равдоникас (Равдоникас, 1929, с. 290). «Эски-Кермен является, может быть, наиболее характерным из всех крымских пещерных городов». Н. И. Репников (Репников, 1932а, с. 107).
Эски-Кермен – древний город, один из самых больших крымских «пещерных городов». Название его в переводе с татарского языка значит «Старая крепость». Как населённый город Эски-Кермен существовал предположительно с 6-го века нашей эры до конца 13-го века. Расположен Эски-Кермен в юго-западной части Горного Крыма, в 20 км к юго-западу от Бахчисарая, на плоской вершине отдельной горы с неприступными обрывами.
Плато-останец Эски-Кермен от северного входа в ущелье
Эски-Кермен является одним из самых малоизученных археологических памятников в Крыму. Каких-либо достоверных сведений об этом городе ни в преданиях, ни в средневековых письменных источниках не сохранилось.
В 1929 году одним из исследователей Эски-Кермена, была высказана гипотеза, согласно которой Эски-Кермен есть изначальный крымский Дорос, центр средневековой Крымской Готии и Готской епархии в Крыму в период раннего средневековья, позднее перенесённый на гору Мангуп (Репников, 1932а). Сведения о Доросе в земле Тавроскифов содержатся в «Житии Иоанна Готского», выдающегося деятеля Православной церкви в иконоборческий период в Византии, в 8-ом веке (Васильевский, 1912; Никитский, 1883). Дорос вместе с Херсоном (Херсонесом Таврическим) упоминается в епископских подписях в актах Церковного собора конца 7-го века и, возможно, в актах Церковного собора конца 12-го веке или начала 13-го (Васильев, 1936). Дорос упоминается также в византийских исторических сочинениях – «Бревиарии» Никифора и «Хронографии» Феофана – в связи с бегством императора Юстиниана II из заключения в Херсонесе Таврическом на рубеже 7-8 веков (Никифор, 1880; Феофан, 1883-1885).
Другой средневековый письменный памятник, с которым Н. И. Репников связал Эски-Кермен, - «Записка готского топарха», загадочный источник, открытый византинистом К. Б. Газе и изданный им в Париже в 1891 году [в комментариях к сочинению византийского хрониста второй половины 10-го века Льва Диакона (Диакон, 1819)].
--
Датируемая серединой 10-го века «Записка готского топарха», по мнению некоторых исследователей, является документом, могущим пролить свет на события в Крыму, которые непосредственно предшествовали походу русского князя Святослава I на хазар в 965 году (Куник, 1874; Вестберг, 1909-1910; Кулаковский, 1914; Васильев, 1936). Н. И. Репников отождествил описанный в «Записке готского топарха» город в области, именуемой «Климаты», с крымским «пещерным городом» Эски-Керменом (Репников, 1932а, 1932в) [о «Записке готского топарха» см.: «Приложения», подраздел «О средневековом письменном памятнике «Записка готского топарха» (в связи с гипотезой Н. И. Репникова)»].
Значительный вклад в исследования Эски-Кермена был внесён другим крупным археологом Евгением Владимировичем Веймарном. Согласно одной из гипотез Е. В. Веймарна, главный сухопутный торговый путь из Северного Причерноморья и с степной части Крыма в Херсонес Таврический издавна, ещё в античное время, проходил вблизи горы Эски-Кермена, и поселение на ней первоначально возникло как один из пунктов ночных стоянок караванов (Веймарн, 1958а, 1958б). Е. В. Веймарн предполагал, что именно этот путь вызвал появление ряда городов Юго-Западного Крыма, в первую очередь Неаполя Скифского. В связи с этой гипотезой Е. В. Веймарн писал: «Полагаю, что Эски-Кермен, возникший на пути из степей к Херсонесу и заменивший на этом пути (после 3-го века) Неаполь Скифский, возможно, был одним из первых (подобных пунктов на этом пути) превращён из временного естественного убежища в мощное укрепление» [личный архив С. В. Харитонова (С.-Петербург): Письмо Е. В. Веймарна С. В. Харитонову от 22.01.1990].
В 1928-1929 годах в журналах Германии, Голландии, Швеции публиковались статьи о раскопках в Эски-Кермене в связи с гипотезой Н. И. Репникова о локолизации крымского Дороса в Эски-Кермене (Равдоникас, 1929). В 1929 году в исследовании Эски-Кермена принимал участие немецкий археолог (Сауер, 1932). В 1933 году в Эски-Кермене работала советско-американская археологическая экспедиция. С советской стороны она было организована Государственной Академией истории материальной культуры (Ленинград) и Государственным Историческим музеем (Москва), а с американской стороны – Музеем Пенсильванского университета (Филадельфия, США). Краткие отчёты и сведения об этой экспедиции содержатся в советских и американских научных публикациях того времени (Советско-американская крымская экспедиция…, 1933; Русский проект, 1933; Материалы Эски-Керменской экспедиции…, 1935).
Гипотезы Н. И. Репникова не были опровергнуты. Широкомасштабные раскопки в Эски-Кермене после работ, выполненных в 1928-1937 годах под руководством Н. И. Репникова, Ф. И. Шмита, В. И. Равдоникаса, не производились. Дорос в Крыму до сих пор не локализован.