В центре основания предалтарной преграды высечены ступени, ведущие в алтарь. В полу апсиды имеется округлое углубление – место престола. В юго-восточной части храма, над детской гробницей, высечен в стене жертвенник.
На северной стене храма, над большой гробницей, расположена фреска. Фигуры написаны на синем фоне. Три всадника с нимбами, с закинутыми на левое плечо щитами, в воинских доспехах и развевающимися плащами, с копьями в руках едут по направлению к алтарю. Средний всадник поражает копьём змия, боковые всадники держат копья остриями вверх. На крупе коня ближайшего к алтарю всадника изображена фигура мальчика, держащегося за луку седла. Сбруя лошадей богато украшена, хвосты завязаны узлом. Имена изображённых святых воинов отсутствуют или не сохранились. Фреска сильно пострадала от намеренного повреждения.
Современное состояние фрески храма "Трёх всадников" на Эски-Кермене
Реконструкция в цвете фрески храма "Трёх всадников"
На карнизе под изображением трёх всадников имеется древняя надпись на греческом языке, сделанная чёрной краской на белом фоне: «Изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов» (Репников, 1932а, с. 108). Надпись сильно фрагментирована. Известны варианты прочтения этой надписи В. И. Григоровичем (Григорович, 1874), В. В. Латышевым, по копии, предоставленной Ю. А. Кулаковским (Латышев, 1896).
[копия этой надписи, предоставленная Ю. А. Кулаковским, издана в книге В. В. Латышева (Латышев, 1896, табл. II, №43)], Н. Л. Эрнст (Эрнст, 1929), А. А. Белецким (Домбровский, 1966). «В несохранившейся части надписи, - писал В. В. Латышев, - без сомнения, было названо имя устроителя храма (или мена устроителей, если их было несколько) и, вероятно, обозначено было время его устройства» (Латышев, 1896, с. 48). В. И. Григорович видел в конце этой надписи дату «лета 67…» (Григорович, 1874, с. 16), то есть, возможно, 12… год [дате 67… год от сотворения мира (Византийской эры) может соответствовать период 1192-1292 годы нашей эры].
Ниже надписи расположена широкая орнаментальная панель, её геометризованный рисунок состоит из теругольников, образованный красными и чёрными волнистыми полосами на белом фоне.
Роспись храма «Трёх всадников» датируется не позднее 13-ым веком (Репников, 1932а) или концом 12 – началом 13-го веков (Домбровский, 1966), или последней четвертью 13-го века (Волконская, 2003).
Описания фрески храма «Трёх всадников» содержатся в статьях Н. Л. Эрнста (Эрнст, 1929), Н. И. Репникова (Репников, 1932а), А. Л. Якобсона (Якобсон, 1973), Е. С. Овчинниковой (Овчинникова, 1976), И. Г. Волкокской (Волконская, 2003) и в книге О. И. Домбровского (Домбровский, 1966), посвящённой фрескам средневекового Крыма. Интерпретация первых слов надписи, расположенной под изображением трёх всадников, «Вырублены и изображены святые…» содержится в статье А. Ю. Виноградова (Виноградов, 2002).
--
На потолке, а также на стенах в восточной и южной частях храма «Трёх всадников» нет следов штукатурки. Поверхность большей части потолка и стен гладкая, и поэтому, возможно, не могла бы удержать штукатурку (Репников, 1932а). Однако, на северной части западной стены храма имеются фрагменты штукатурки. По мнению Ю. М. Могаричева, помещение храма «Трёх всадников» имеет конхиальную форму, подобную форме помещений храма «Судилище» (Могаричев, 1997).
В соседнем камне, расположенном к северо-западу от храма «Трёх всадников», в непосредственной близости от него, высечено небольшое помещение – усыпальница (или, возможно, ризница). Над ней, в верхней части камня вырублены гробница и ведущая к ней лестница. Вокруг храма «Трёх всадников» расположены земляные склепы и грунтовые могилы, что говорит о том, что храм «Трёх всадников» находился на территории некрополя. Около храма найдено надгробие 12-13-го веков (Репников, 1932а).