|
Пещерный храм Донаторов |
|
В нижнем регистре алтарной апсиды - композиция "Се, Агнец" с престолом посередине и предстоящими перед ней святителями. Слева, вероятно, находятся Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Третья фигура, прорезанная нишей протезиса с потиром в руках, очевидно, архидиакон Стефан. Изображения диаконов часто помещаются на жертвенниках, выделенных отдельной апсидой или апсидообразной нишей, поскольку именно диакону средневековыми уставами отводилась основная роль во время приготовления св. Даров. Справа от престола - Василий Великий. Надписи и лики у святителей, к сожалению, не сохранились. В их руках развёрнутые свитки.
За Василием Великим стоят ещё два святителя: одни из них Николай, на что указывает сохранившаяся надпись, и Иоанн. Правее нимба видны четыре греческие буквы, которые, возможно, помогут определить - какой святитель был здесь изображён. Святитель Николай, в отличие от склонённых перед чашей, стоит прямо; правая рука простёрта в благословляющем жесте. Заметим также, что и престол, и нижняя часть алтарной апсиды покрыты лёгким орнаментом.
Св. Иоанн одет в фелонь белого цвета, прописанную светло-голубым, омофор тоже белый, прописан светлой охрой, он переброшен через левую руку. Епитрахиль и палица - охристые. Подризник белый с двумя парами вертикальных тёмно-синих полос. Надо полагать, под светлой охрой нимбов была подкладка красной охры, со временем она проступила в виде пятен.
Вероятно, сначала был написан белый подризник с тёмными полосами, а сверху охрой епитрахиль, причём со временем тёмные полосы подризника стали проявляться на епитрахили. Недоведенные, как бы оборванные, линии прописи говорят о плохой сохранности не только грунта, который весь в мелких выщерблинах, но и красочного слоя, в общем довольно прочного. В данном случае линии прописи на епитрахили очень близки по току к белому. Одним словом, светло-голубое и светло-охристое оказались плохо различимы на белом и к тому же местами стёрты.
Святитель Иоанн одет в обычное епископское облачение. Оно лишено крещатого орнамента. Как уже говорилось, сохранилось несколько последних букв инициалов. Почти не сомневаясь можно заключить, что на фреске изображён местный крымский святой - епископ Иоанн Готский. В таком случае на фреске храма "Донаторов" находится единственное средневековое изображение этого святого, память которого отмечалась по греческим синаксарям 31 мая и 26 июня. Местных святых очень часть помещали в святительский чин нижнего регистра апсид, поэтому в нашем случае нет ничего необычного, кроме уникальности изображения самого Иоанно Готского.
--
Вход в храм Донаторов
На алтарной арке композиция Благовещения. От этой фрески сохранилось очень мало: нижняя часть трона, на котором сидит Дева Мария, положившая руку на колени. Вероятно, Богородица изображена прядущей пурпурную пряжу, часть нимба, а также часть головы Архангела и надпись "Гавриил". На простенке между алтарём и северной стеной храма написаны две святые жены, одна из них с кувшинчиком в руках. Возможно, здесь изображены мученицы. Отрывок инициала раскрывает, по-видимому, имя мученица Анастасия.
На потолке центрального нефа, против алтаря, можно различить остатки двух композиций: Крещение Господне, на это указывают остатки нимба с надписью "ХС", а также остатки нимбов святого Иоанна Предтечи и ангелов. Другая композиция - ряд фигур со свитками; возможно, это преподобные. Эти фрески сохранились хуже остальных, так как они ближе других к окну и двери.
На арках, отделяющих северный неф от основного пространства храма, вверху написаны фигуры мучеников и преподобных со свитками, а на полуколонне, выдающейся из западной стены, нечто напоминающее голову льва с высунутым языком. К сожалению, на других пилястрах росписи на сохранились.
на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную
Поиск по сайту |
|