Дата первого строительного периода, в 6-7 веках, как упоминалось выше, следует из предположения о том, что византийская администрация, прямо или косвенно руководившая строительством крепостных стен в Эски-Кермене, не могла бы оказать содействие в их строительстве без наличия плана возведения базилики или допустить постройку центрального храма города в каком-то другом месте, вне центральной площади.
Дата второго строительного периода, в 8 веке, следует из предположения о том, что 8 век – это, возможно, слишком позднее время для начала возведения крепостных стен Эски-Кермена и, следовательно, для первого строительного периода базилики; однако, Эски-Керменская базилика могла быть перестроена в 8 веке, во второй половине этого столетия, одновременно со строительством Партенитской базилики (храма в монастыре свв. Апостолов Петра и Павла в Парфенитах, на Южнот берегу Крыма), осуществлённого по инициативе Иоанна Готского, епископа Крымской Готии [сведения о результатах исследования Партенитской базилики в 1907 году содержатся в статье Н. И. Репникова (Репников, 1909)].
Дата третьего строительного периода, в 12-13 веках, следует из предположения о том, что в эти столетия перестройка Эски-Керменской базилики могла быть осуществлена одновременно со строительством новых жилых кварталов, реконструкцией ряда пещерных комплексов в Эски-Кермене, а также созданием фресковых росписей в храме «Успения» и «Трёх всадников» [А. И. Айбабин не исключает возможности большего, чем три, числа строительных периодов Эски-Керменской базилики, учитывая возможность её перестройки в 11 веке (Айбабин, 1991)].
Эски-Керменская базилика могла пострадать во время сильного пожара и разрушения города в конце 13 века. Факт гибели города от огня на рубеже 13-14 веков установлен по материалам археологических исследований (Репников, 1941; Паршина, 1981; Веймарн, 1982).
Возможно, в периоды перестроек Эски-Керменской базилики большой и сложный по своей конструкции пещерный храм «Судилище», с синтроном и креслом посреди него, имевший три или четыре входа, временно выполнял функцию центрального храма города.
Базилика с пристроенной к ней часовней была не единственным наземным храмом на территории Эски-Кермена. В 1936 году в Эски-Кермене под руководством Н. И. Репникова были исследованы остатки двух небольших наземных культовых зданий. Внутри одного из них, небольшого храмово-погребального комплекса, без следов апсиды, расположенного вблизи жилых наземных построек у восточного края плато, были обнаружены гробница (или усыпальница), сложенная из больших прямоугольных плит, наполненная человеческими костями, и четыре усыпальницы, вырубленные в скальном полу, также наполненные человеческими костями (Репников, 1941; Веймарн, 1982).
[Здание, получившее от работников экспедиции название «мавзолей», прямоугольной в плане формы, внутренними размерами 6 на 3 м. Стены, толщиной 0,80 м, сохранились на высоту до 0,5 м. В древности стены были облицованы тёсаным камнем. Забутовка состоит из камня и глины. Одна из усыпальниц, вырубленная в скальном полу, имеет овальную в плане форму, диаметром около 1,6 м, глубиной 2 м. Содержала сильно истлевшие человеческие кости, среди которых находились черепа, разбитые обвалом плиты покрытия. В другой усыпальнице, имеющей неправильную, скруглённую в плане форму, среди костей, сложенных в беспорядке, насчитано 68 черепов. Усыпальница, сложенная из плит в виде каменного ящика, была наполнена костями, лежавшими в беспорядке, среди которых насчитано 12 черепов, по конструкции она аналогична усыпальницам, обнаруженным у южной стены базилики в 1930 году. В скальном пороге, поперёк входа в здание, высечена детская гробница, содержала сильно истлевшие детские кости. В завале камней, заполнявших комплекс, найдены немногочисленные мелкие фрагменты стенной штукатурки со следами фресковой росписи (РА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1, 1936. Д. 268. Л. 1-23: Отчёт Н. И. Репникова о работах на Эски-Кермене в 1936 году (Гл.) 5. Раскоп на восточном крае городища. Л. 14-23)].
--
Основания стен другого здания, небольшого наземного храма, были открыты у западного края плато Эски-Кермена. В строительном мусоре на полу храма найдены упавшие со стен куски штукатурки с фресковой росписью 12-13 веков. В апсиде обнаружен престол, на покрывавшей его плите – вырезанный круг с монограммой (Репников, 1941).
[Сохранившаяся часть апсиды храма, исследованного в 1936 году у западного края плато Эски-Кермена, в большей своей части вырублена в скале. Стены были облицованы тёсаным камнем].