Центральная часть северной стены. В центральной части северной стены во всю высоту росписи изображен святитель в крещатой фелони и белом подризнике. Сохранилась часть бороды. Она короткая, как на образах св. Николая Мирликийского, но пряди волос прямые. Сохранившиеся детали изображения головы говорят о том, что волосы седые прямые. Святитель без головного убора. Правая рука повернута ладонью к зрителю, в левой - святитель держит Евангелие. Омофор белый, с черными крестами. Кресты на фелони - красно-коричневые, епитрахиль и палица написаны светлой охрой. На подризнике нет вертикальных полос.
По свидетельству Н. Л. Эрнста, у нимба в его время еще видны были остатки надписи. Прочесть имя святителя на самой фреске не удалось и вряд ли теперь уже удастся, вернее всего следовать указаниям Н. Л. Эрнста и думать, что здесь был изображён константинопольский архиепископ и Вселенский патриарх Сергий. С 315 по 1453 г. константинопольскую патриаршую кафедру занимало два Сергия. Сергий-I 610-638 гг. правил Вселенской церковью во времена византийского императора Ираклия. Сергий II (Мануилит 999-1019 гг.) - при императоре Василии П. Нам представляется, что на фреске изображен Сергий I. И к этому имеются все основания.
Схема-прорись росписи северной (северо-восточной) стены храма "Успения"
С именем Сергия I связывается установление празднования Акафиста Божьей Матери, в воспоминание о чудесном избавлении Константинополя от нашествия авар и славян в 626 г. С X в. в Константинополе ежегодно, накануне пятой субботы Великого Поста, торжественная процессия с пением Акафиста направлялась из храма Св. Софии во Влахерны, утреня служилась уже в храме Богородицы Халкопратийской. Во время этих процессий по городу проносили икону Богоматери с Христом-Младенцем. Источники XI в. указывают, что это была икона Богоматери Одигитрии или Елеусы (Патерсон - Шевченко, 1994). Именно эти образы изображены на сербских иллюстрациях к Акафисту в Марковом монастыре и Дечанах XIV в.).
Образ Одигитрии воспроизведен в нише протезиса в месте примыкания боковой стены эски-керменского храма к алтарной нише. Соседство изображения патриарха Сергия и Одигитрии при том, что у художника было ограниченное пространство для росписи, можно объяснить только некоторыми аспектами литургической практики, установившимися во второй половине XII в.В монастыре Пантократора, основанном в 1136 г. Иоанном II Комниным, вечером с пятницы на субботу совершался выход с иконой Елеусы на могилу императора и моление перед образом за спасение его души. Эта традиция возникла из слияния монашеского обычая поминать почившую братию в этот день недели и городских еженедельных ходов с иконой Богоматери из Влахерн в Халкопратию. Последняя служба вошла в обычай еще в VI в., к ней впоследствии и примкнул ежегодный Акафист. Нет никаких данных, что поминальные службы в тех чертах, которые зафиксированы типиконом монастыря Пантократора, были широко распространены в византийских обителях. Нельзя, однако, утверждать и обратное.
--
Указание Симеона Солунского о том, что монахам вечером в пятницу положено читать в келье текст Акафиста еще более убеждает нас в связи своеобразного набора сюжетов росписи эски-керменского храма и монастырской поминальной службой в ночь с пятницы на субботу. Во всяком случае, состав росписи Деисус с херувимами, Успение, образ учредителя Акафиста и образ Одигитрии, участвовавший в праздновании последнего должен был вызывать реминисценции, связанные с этой службой. На наш взгляд, поминальная служба должна была с самого начала занимать значительное место в богослужении эски-керменского монастыря, Именно это обстоятельство и повлияло на подбор сюжетов стенной росписи.
Если верно предположение о мемориальном характере храма, то служба, по всей видимости, происходила с участием выносного образа Одигитрии, который продублирован на стенке ниши протезиса. Обилие моленных икон в столь маленьком храме предполагать не приходится. Наверняка, образ Богоматери Одигитрии был местным. Поэтому мы считаем возможным предполагать, что эски-керменский храм «Успения» был действительно посвящен Богоматери, или ее чудотворному образу из Одигона. Стоит отметить, что посвятительные образы в храмах до сих пор воспроизводятся над входом в храм или на восточной стене нартекса. Часто они помещались в нише - аркосолие как в храмах греческой Македонии (Evyenidi, Kanonidis, Papa-zotos, 1991). Отсутствие места над входом, ввиду особой конструкции помещения эски-керменского храма, повлекло, вероятно, его перемещение в нишу протезиса.
Почитание чудотворных икон Богоматери в средневековой Таврике, очевидно, было связано, прежде всего, с монастырской традицией. Из числа греческих приходских храмов, сохранившихся к 1778 г., нет ни одного, посвященного иконе Богородицы. По письменным источникам же известен монастырь XIII-XV вв. Богоматери Скутариотиссы в Сугдее. Хорошо известен и Успенский скит на окраине Бахчисарая, существующий до наших дней. До 1778 г. его главной святыней была чудотворная икона Богоматери Бахчисарайской. Эта икона, писанная воскомастикой поверх рельефа и датированная Н. П. Кондаковым не позднее XIV в., восходит к типу Одигитрии Кондаков, 1915: 221-222).
Прорись композиции "Сретение Господне"
Прорись композиции с изображением святых со свитками
Фрески западного угла северной стены. На северной стене у западного угла храма расположены две композиции, одна под другой. Сверху - композиция Сретения. Четыре крупных фигуры: пророчицы Анны, Сименона Богоприимца, Богородицы и Иосифа, плотно вписанные в небольшое пространство. Лучше всего сохранился лик Симеона: характерная склоненная голова седого старца с курчавыми волосами. Санкирь - изумрудно-зеленый, охрение светлой охрой и движки на скуле и лбу. Волосы прописаны белилами, плавными линиями. Риза Симеона серовато-сиреневая, хитон светлой охры. Лик пророчицы Анны не сохранился, о ее присутствии здесь говорят части нимба и сохранившаяся часть хартии. Одежда Анны умбристая.
В левой части композиции Богородица и Иосиф Праведный. У Богородицы сохранились фрагменты нимба, лика и верхняя часть головы, их взаиморасположение позволяет заключить, что голова ее слегка наклонена вперед, к младенцу. Традиционные для Богородицы цвета одежды: темно-синее платье и гематитовый омофор. За Богородицей стоит Иосиф; от его изображения сохранились только верхний краешек нимба, шея и плечо. Одежда Иосифа - светлая охра. Два голубиных хвостика еще раз убеждают нас, что это Сретение, так как в иконографии часто изображаются два голубя, которых Праведные Родители несут в храм, чтобы принести в жертву. Посреди не престол, сверху - киворий . Вокруг головы Симеона сохранились остатки над¬писи.
В нижнем регистре композиция из трех стоящих фигур с хартиями . Н. Репников предполагал здесь фронтальное изображение трех ветхозаветных пророков. Фигура справа одета в сиреневый плащ и темно-синее платье. Правая ладонь обращена к зрителям, в левой - хартия. Средняя фигура одета в серовато-фиолетовыи плащ с желтой подкладкой и зеленовато-умбристое платье, из-под плаща выглядывает серый парамант. Сохранилась левая рука, сжимающая свиток. Левая фигура сохранилась очень плохо, видна только верхняя часть нимба, часть одежды желтовато-зеленоватого цвета и часть хартии. Внизу сохранилась часть платья серовато-сиреневого цвета.
Восточный угол северной стены. Правей, на северной стене в арочной рамке написан безбородый образ св. воина во фронтальном положении. В настоящее время на фреске различаются лишь слабые очертания нимба, правой части силуэта, щит, видимый из-за левого плеча воина, в левой руке он держит меч, направленный острием вниз. По рисунку и колориту, образ представляет полную аналогию образам св. воинов из храма «Трех всадников».