----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Пещерный город Эски-Кермен / к началу раздела


Пещерный храм Донаторов
история исследования росписей храма

начало::02::03::04::05::06::окончание

В Фотоархиве ИИМК РАН хранятся 12 черно-белых негативов, сделанных с копий фресок пещерных храмов Эски-Кермена и его округи, выполненных Л. Линно и Г. Андреевым в 1928-1929 годах (Фотоархив ИИМК РАН. Нег. II. 75062-75073). Биография Л. И. Линно и ксерокопия, выполненная с её фотографического портрета, любезно предоставлены автору Г. И. Вздорновым (копии переданы в архив: Фотоархив ИИМК РАН. Ф. 10. Оп. 1. Д. 45. Л. 1.). Сведения о Л. И. Линно и её работах, выполненных в Крыму (по материалам архива ИИМК РАН), опубликованы в ежегоднике «Макариевские чтения» (Харитонов, 2003б)].

В период 1953-1955 годов О. И. Домбровским с сотрудниками выполнены зарисовки композиционных схем фресок Эски-Кермена и его округи, сняты цветные копии фресок и осуществлено их фотографирование (Домбровский, 1966) [перед копирование фресок произведено удаление пятен ямчуги с закреплением росписи (Домбровский, 1966)]. В конце 1990-х годов Э. Н. Карнаушенко выполнены цветные копии с частичной реконструкцией фресок храма «Успения» и храма «Донаторов» (Гайдуков, Карнаушенко, 2001).

Ущелье Черкес-Кермен. Дорога к храму Донаторов
Ущелье Черкес-Кермен. Дорога к храму Донаторов

В 2001-2002 годах И. Г. Волконской выполнены кальки с частичной реконструкцией рисунка всех сохранившихся и читаемых фресковых композиций храма «Успения» и храма «Донаторов» (Волконская, 2003) [материал хранится в архиве Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника]. Результаты дальнейшего исследования росписей и эпиграфики пещерных храмов Эски-Кермена и его округи содержатся в публикациях А. Ю. Виноградова (Виноградов, 2002), Н. Е. Гайдукова (Гайдуков, 2002а, 2002б), Н. Е. Гайдукова, Э. Н. Карнаушенко, А. В. Джанова (Гайдуков и др., 2002), И. Г. Волконской (Волконская, 2003).

О. И. Домбровский, на основе результатов изучения фресковых росписей храмов Эски-Кермена и его округи, пришёл к следующему примечательному выводу: «Из многих провинциальных византийских школ живописи та школа, которая в 12-14 веках складывалась в юго-западном Крыму, была одной из наиболее поддавшихся столичным влияниям; она тесно соприкасалась с придворным аристократическим искусством Византии» (Домбровский, 1966, с. 50).

«Стиль эски-керменских росписей, - пишут Н. Е. Гайдуков, Э. Н. Карнаушенко, А. В. Джанов, - более всего характерен для хороших образцов второй половины 12 – первой половины 13 века. Яркость цветов и их разнообразие не создаёт впечатления пестроты, как это бывает на многих провинциальных памятниках, в частности, в каппадокийских росписях. Лазурь фона, золото в нимбах, гармоничное богатство палитры, которые, благодаря сохранности, яснее видны на фреске «Трёх всадников», роднят их с росписью Кинцвиси 1207-1213 годы. Особо нужно отметить сходство некоторых орнаментальных мотивов… именно та струя в искусстве, которая сделала возможным появление фресок Кинцвиси, должна считаться и источником росписей Эски-Кермена» (Гайдуков и др., 2002, с. 124).

--

И. Г. Волконская обращает внимание на важность искусствоведческого анализа и подробного описания эски-керменских фресок: «Дать подробное описание фресок представляется актуальным, во-первых, в связи с аварийным состоянием живописи и угрозой её полной траты, во-вторых, в связи с невозможностью удовлетворительного фотографического воспроизведения» (Волконская, 2003, с. 284).

Описания росписей пещерных храмов Эски-Кермена и его округи содержатся в статьях Н. Л. Эрнста (Эрнст, 1929), Н. И. Репникова (Репников, 1932а), А. Л. Якобсона (Якобсон, 1973), Е. С. Овчинниковой (Овчинникова, 1976), Н. Е. Гайдукова, Э. Н. Карнаушенко (Гайдуков, Карнаушенко, 2001), А. Ю. Виноградовой (Виноградова, 2002), Н. Е. Гайдукова (Гайдуков, 2002а), Н. Е. Гайдукова, Э. Н. Карнаушенко, А. В. Джанова (Гайдуков и др., 2002), И. Г. Волконской (Волконская, 2003) и в книге О. И. Домбровского (Домбровский, 1966), посвящённой фрескам средневекового Крыма. Описание фресок пещерных храмов Эски-Кермена и его округи, сделанное И. Г. Волконской, в настоящее время является наиболее полным (Волконская, 2003) [см. также: http://www.byzantium.ru (Проекты, реставрация)].

Более полные описания архитектуры пещерных храмов Эски-Кермена и его округи содержатся в статьях Н. И. Репникова (Репников, 1932а, 1935) и в книге Ю. М. Могаричева (Могаричев, 1997), посвящённой пещерным церквам Крыма. Дополняющие общую картину описания некоторых деталей архитектуры храма «Трёх всадников», храма «Успения» и храма «Донаторов» содержатся в статьях А. Ю. Виноградова (Виноградов, 2002), Н. Е. Гайдукова (Гайдуков, 2002б), Н. Е. Гайдукова, Э. Н. Карнаушенко, А. В. Джанова (Гайдуков и др., 2002).

на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту


Эски-Кермен: коротко о главном
Эски-Кермен: карта-схема
Эски-Кермен - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

Пещерное средневековье Крыма

Горный Крым до 10 века
Горный Крым после 10 века

Что такое пещерные города?
Общая характеристика города

Эски-Кермен - древний город Готии

Дорос в земле Тавроскифов
Центр средневековой Готии
Искусственные пещеры
Погребальные традиции
Хозяйственная жизнь города

Этапы исследования Эски-Кермена

Первые научные исследования
Основной этап исследований
Главные гипотезы археологов

Очерк истории Эски-Кермена

Шестой-восьмой века нашей эры
Девятый-четырнадцатый века

Памятники города и его округи

Топографические условия
Подъёмная дорога к воротам
Комплекс главных ворот города

Пещерный храм с крестильней::01::02
Улицы средневекового города
Пещерные казематы
::01::02::03:04
Осадный колодец Эски-Кермена
Северная калитка Эски-Кермена
Северный дозорный комплекс
Храм "Трёх всадников"
::01::02
Интерпретация фрески

Пещерный храм "Успения":
Общее описание храма
Пещерный комплекс церкви
Внутреннее устройство храма
Храмовые росписи церкви
Роспись алтарной апсиды
Роспись западной стены
Фрески северной стены
Потолочные росписи храма

Жилые наземные постройки
Погребальные сооружения
Большой пещерный храм
Пещерный храм у городских ворот
Базилика и наземные храмы:
01::02::03::04::05::06::07::08
Памятники центра плато
::01::02
Башня укрепления Кыз-Куле
Храм "Донаторов"
::01::02::03::04::05::06::07
Поселение Черкес-Кермен

Приложения и дополнения

Краткая хронология исследований
Записка готского топарха:

01::02::03::04::05
Старая легенда Эски-Кермена
Два Дороса (Сирия и Крым)
::01::02
Свод греческих надписей
::01::02
Иконографические схемы
::01::02::03
Словарь терминов и Сокращения:

Авг - Гем :: Гим - Гот
Гру - Кап :: Кат - Кур
Лат - Мен :: Нар - Пер
Пещ - Сан :: Сар - Фео
Фет - Юст ::
Сокращения

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.