В Фотоархиве ИИМК РАН хранятся 12 черно-белых негативов, сделанных с копий фресок пещерных храмов Эски-Кермена и его округи, выполненных Л. Линно и Г. Андреевым в 1928-1929 годах (Фотоархив ИИМК РАН. Нег. II. 75062-75073). Биография Л. И. Линно и ксерокопия, выполненная с её фотографического портрета, любезно предоставлены автору Г. И. Вздорновым (копии переданы в архив: Фотоархив ИИМК РАН. Ф. 10. Оп. 1. Д. 45. Л. 1.). Сведения о Л. И. Линно и её работах, выполненных в Крыму (по материалам архива ИИМК РАН), опубликованы в ежегоднике «Макариевские чтения» (Харитонов, 2003б)].
В период 1953-1955 годов О. И. Домбровским с сотрудниками выполнены зарисовки композиционных схем фресок Эски-Кермена и его округи, сняты цветные копии фресок и осуществлено их фотографирование (Домбровский, 1966) [перед копирование фресок произведено удаление пятен ямчуги с закреплением росписи (Домбровский, 1966)]. В конце 1990-х годов Э. Н. Карнаушенко выполнены цветные копии с частичной реконструкцией фресок храма «Успения» и храма «Донаторов» (Гайдуков, Карнаушенко, 2001).
Ущелье Черкес-Кермен. Дорога к храму Донаторов
В 2001-2002 годах И. Г. Волконской выполнены кальки с частичной реконструкцией рисунка всех сохранившихся и читаемых фресковых композиций храма «Успения» и храма «Донаторов» (Волконская, 2003) [материал хранится в архиве Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника]. Результаты дальнейшего исследования росписей и эпиграфики пещерных храмов Эски-Кермена и его округи содержатся в публикациях А. Ю. Виноградова (Виноградов, 2002), Н. Е. Гайдукова (Гайдуков, 2002а, 2002б), Н. Е. Гайдукова, Э. Н. Карнаушенко, А. В. Джанова (Гайдуков и др., 2002), И. Г. Волконской (Волконская, 2003).
О. И. Домбровский, на основе результатов изучения фресковых росписей храмов Эски-Кермена и его округи, пришёл к следующему примечательному выводу: «Из многих провинциальных византийских школ живописи та школа, которая в 12-14 веках складывалась в юго-западном Крыму, была одной из наиболее поддавшихся столичным влияниям; она тесно соприкасалась с придворным аристократическим искусством Византии» (Домбровский, 1966, с. 50).
«Стиль эски-керменских росписей, - пишут Н. Е. Гайдуков, Э. Н. Карнаушенко, А. В. Джанов, - более всего характерен для хороших образцов второй половины 12 – первой половины 13 века. Яркость цветов и их разнообразие не создаёт впечатления пестроты, как это бывает на многих провинциальных памятниках, в частности, в каппадокийских росписях. Лазурь фона, золото в нимбах, гармоничное богатство палитры, которые, благодаря сохранности, яснее видны на фреске «Трёх всадников», роднят их с росписью Кинцвиси 1207-1213 годы. Особо нужно отметить сходство некоторых орнаментальных мотивов… именно та струя в искусстве, которая сделала возможным появление фресок Кинцвиси, должна считаться и источником росписей Эски-Кермена» (Гайдуков и др., 2002, с. 124).
--
И. Г. Волконская обращает внимание на важность искусствоведческого анализа и подробного описания эски-керменских фресок: «Дать подробное описание фресок представляется актуальным, во-первых, в связи с аварийным состоянием живописи и угрозой её полной траты, во-вторых, в связи с невозможностью удовлетворительного фотографического воспроизведения» (Волконская, 2003, с. 284).
Описания росписей пещерных храмов Эски-Кермена и его округи содержатся в статьях Н. Л. Эрнста (Эрнст, 1929), Н. И. Репникова (Репников, 1932а), А. Л. Якобсона (Якобсон, 1973), Е. С. Овчинниковой (Овчинникова, 1976), Н. Е. Гайдукова, Э. Н. Карнаушенко (Гайдуков, Карнаушенко, 2001), А. Ю. Виноградовой (Виноградова, 2002), Н. Е. Гайдукова (Гайдуков, 2002а), Н. Е. Гайдукова, Э. Н. Карнаушенко, А. В. Джанова (Гайдуков и др., 2002), И. Г. Волконской (Волконская, 2003) и в книге О. И. Домбровского (Домбровский, 1966), посвящённой фрескам средневекового Крыма. Описание фресок пещерных храмов Эски-Кермена и его округи, сделанное И. Г. Волконской, в настоящее время является наиболее полным (Волконская, 2003) [см. также: http://www.byzantium.ru (Проекты, реставрация)].
Более полные описания архитектуры пещерных храмов Эски-Кермена и его округи содержатся в статьях Н. И. Репникова (Репников, 1932а, 1935) и в книге Ю. М. Могаричева (Могаричев, 1997), посвящённой пещерным церквам Крыма. Дополняющие общую картину описания некоторых деталей архитектуры храма «Трёх всадников», храма «Успения» и храма «Донаторов» содержатся в статьях А. Ю. Виноградова (Виноградов, 2002), Н. Е. Гайдукова (Гайдуков, 2002б), Н. Е. Гайдукова, Э. Н. Карнаушенко, А. В. Джанова (Гайдуков и др., 2002).