Согласно одному из предположений Н. И. Репникова, оборонительные сооружения Эски-Кермена могли быть разобраны в конце 8-го века хазарами, как следствие описанного в «Житии Иоанно Готского» неудачного восстания готов под начальством епископа Иоанна против хазарского владычества (Васильевский, 1912; Репников, 1932а; 1932в) [аналогичного взгляда на дату и возможные обстоятельства разрушения крепостных стен Эски-Кермена придерживался Е. В. Веймарн (Веймарн, 1958а)].
В связи с этим предположением Н. И. Репников обратил внимание на следующие слова автора «Записки»: «…мы имели своё местопребывание в разрушенном городе и делали вылазки скорее из селения, чем из города… Ибо земля была раньше разорена и значительно опустошена самими варварами, причём они снесли стены до основания» (цитата по: Вестберг, 1910, с. 285).
Эски-Кермен. Фундаменты средневековых усадеб.
Н. И. Репниковым, наряду с отождествлением описанного топархом разрушенного города Климаты с Эски-Керменом, было высказано предположение о том, что остатки укрепления Кыз-Куле, находящиеся на возвышенности Тапшан, вблизи горы Эски-Кермена, к северо-западу от северной оконечности её плато, располагаются на месте той «крепостцы», о сооружении которой повествует «Записка готского топарха» (Репников, 1932а). Для создания в этом месте надёжного укрепления достаточно было перегородить плато Тапшан в месте его наибольшего сужения перед северным мысом. На этом самом узком месте плато Тапшан стоит сложенная из камня башня Кыз-Куле, перед которой с южной стороны вырублен в скале ров.
Если допустить, что предположение Н. И. Репникова о местоположении «крепостцы» топарха верно, то, учитывая топографию северной оконечности возвышенности Тапшан, можно объяснить, почему автор «Записки» принял решение строить «крепостцу» (цитадель) для спасения в случае «великой опасности» рядом с городом, но не в самом городе.
--
Для сооружения цитадели можно было выбрать, например, такой же по площади как плато мыса Кыз-Куле, достаточно большой и вместительный участок территории на плато Эски-Кермена. Однако в этом случае пришлось бы возводить или восстанавливать крепостную стену на значительно большем протяжении, исчисляемом многими десятками метров, чего не могли позволить условия военного времени. «Записка» сообщает: «И она (крепостца) была выстроена с большею поспешностью и ограждена рвом; и вместе с этими… (приготовлениями?) и война началась» (цитирование по: Вестберг, 1910, с. 285).
Как отмечалось выше, башня и ров находятся в месте наибольшего сужения скалистого массива Тапшан, в точке соединения основного массива с северным мысом. Плато мыса представляет собой территорию крепости, площадью 11 250 кв. м, ограничивается со всех сторон обрывами скал. На некоторых участках края плато имеются вырубленные в скале «постели» для парапета и круглые ямки для столбов деревянного частокола.
В «Записке» упоминается о восстановлении старой стены, возможно, в самом городе. Однако, согласно тексту третьего фрагмента «Записки», эта работа производилась после строительства «крепостцы», после нападения и отступления «варваров», во время подготовки к дальнейшим военным действиям, перед собранием, созванном автором «Записки». По мнению Т. М. Фадеевой, «Записка готского топарха» сообщает об одной из попыток восстановления крепостных стен Эски-Кермена, после того, как они были снесены до основания (Фадеева, 1998).
В первом фрагменте «Записки готского топарха», в описании переправы через Днепр, содержатся названия «Ворион», или «Борион», и «Маврокастрон». По мнению А. Л. Бертье-Делагарда, Борион находился на острове Тавань, на Днепре, в месте известной переправы через Днепр у нынешних городов Берислав и Каховка. Маврокастрон, по мнению А. Л. Бертье-Делагарда, располагался в урочище Чёрная Долина, на сухопутном пути от днепровского острова Тавань в Крым, в 25 верстах к югу от места днепровской переправы, на реке Конка. По сообщению А. Л. Бертье-Делагарда, Чёрная Долина в течение длительного времени была местом отдыха на пути в Крым, и в ней было построено временное укрепление, острог (Бертье-Делагард, 1919).
Таким образом, топографические особенности горы Эски-Кермена и её ближайшей округи, наряду с археологическими данными, а также общие географические сведения, содержащиеся в «Записке готского топарха», могут служить надёжным основанием гипотезы Н. К. Репникова, связывающей «Записку готского топарха» с крымским «пещерным городом» Эски-Керменом.