----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Пещерный город Эски-Кермен / к началу раздела


О средневековом письменном памятнике
"Записка готского топарха"
добровольное присоединение к Киевской Руси

начало::02::03::04::окончание

Открытый К. Б. Газе письменный источник был сначала назван А. А. Куником «Аноним Таврический». В процессе изучения памятника А. А. Куник пришёл к убеждению, что автором «Записки» является готский топарх, и А. А. Куник дал новое название этому источнику – «Записка готского топарха».

А. А. Куник также пришёл к убеждению, что «варварами», которые упоминаются в «Записке», были хазары и что созванное топархом собрание состояло из крымских готов, которые решили обратиться за помощью к великому князю киевскому – Святославу I (Куник, 1874). Однако почему автор «Записки» называет великого князя киевского царствующим на севере от Истра, то есть на севере от Дуная?

Вид с западного обрыва Эски-Кермена
Эски-Кермен. Совсем рядом с базиликой крутой уступ  западного обрыва с видом на ущелье

По мнению А. А. Куника, в словах топарха – «царствующим на севере Истра», могло выразиться желание автора «Записки» поставить себя на точку зрения жителя византийской столицы: «Не хотел ли он этим перенести себя на географическую точку зрения жителя византийской Константинопольца, так как он для Константинопольца писал свою записку?» (Там же, с. 73-74) [Ф. Вестберг, в связи с этим мнением А. А. Куника, отметил: «…византийцы называли Истром не всё течение Дуная, но только низовья его (Вестберг, 1909, с. 104). Аналогичного мнения придерживается Г. Г. Литаврин: «Издревле греки считали всё, лежащее за Истром (нижнее течение Дуная), находящимся по отношению к ним «не севере», независимо от того, прямо на север, на северо-восток или даже на восток лежат эти области «за Истром» (Литаврин, 1957, с. 120-121)].

По мнению А. А. Куника, описанное в «Записке» путешествие топарха к Святославу состоялось незадолго до похода Святослава на хазар в 965 году. А. А. Кулик в результате исследования «Записки» пришёл к выводу об открытии им исторического факта добровольного присоединения крымских готов к Киевской Руси в середине 10 века (Куник, 1874). Возможно, время наблюдения топарха за положением «первой из звёзд» достаточно точно определено. Согласно результатам астрономических вычислений, произведённых Я. Зейботом, указанное в «Записке» положение среди звёзд планета Сатурн в зимнее время в начале января 963 года (Вестберг, 1910).

Если придерживаться взглядов К. Б. Газе, А. А. Куника, А. А. Васильева на порядок размещения фрагментов текста, то, следовательно, начало военных действий, описанных во втором и третьем фрагментах, следует отнести к осени 962 года (Васильев, 1936) [не всеми исследователями разделяется мнение в точности вычислений, произведённых Я. Зейботом. Астроном К. К. Яхонтов пришёл к выводу о том, что положение Сатурна, подобное описанному в «Записке», было возможно как наиболее вероятное в январе 992 года (Литаврин, 1957). М. А. Шангин считал, что точны, астрономические вычисления вообще неприменимы в исследовании текста «Записки готского топарха», так как, по мнению М. А. Шангина, её автор пользовался астрологическим календарём (Шангин, 1941)].

А. А. Васильев своё мнение о том, что «сторонники» топарха, собравшиеся на совет, были русскими людьми, но не крымскими готами, обосновывает следующими словами автора «Записки»: «Они же, либо потому, что никогда-де не были причастны к царскому благорасположению, что пренебрегали греческими порядками и больше всего домогались автономии; либо потому, что они соседи царствующему на севере Истра…, и что от тамошних нравов не отличны в своём образе жизни…» (цитата по: Вестберг, 1910, с. 286).

--

По мнению Ф. Вестберга, «…область Климаты обязана своим именем одноименной крепости. Причина, по которой никто из писателей, за исключением готского топарха, не упоминает о городе Климаты, - продолжает Ф. Вестберг, - может быть та, что разрушенное варварами укрепление лежало в развалинах и потеряло своё значение. Впрочем, весьма возможно, что Климаты скрываются под каким-либо другим наименованием; ибо тамошние города нередко меняли свои названия вследствие наплыва всё новых пришельцев» (Вестберг, 1919, с. 256). А. А. Куник и Ф. Вестберг, в связи с вопросом о локализации области и города Климаты, упоминают о городе Доросе, сведения о котором содержатся в «Житии» готского епископа Иоанна (Куник, 1874; Вестберг, 1910).

Выше было отмечено, что Н. И. Репников отождествил описанный в «Записке» разрушенный город в области, именуемой «Климаты», с крымским «пещерным городом» Эски-Керменом.

Археологические исследования, проведённые в 1928-1930 годах, показали, что крепостные стены в южной части Эски-Кермена были снесены до основания. По мнению Н. И. Репникова, разрушение крепостных стен в южной части города произошло не ранее конца 8 века и не позднее 10 века. Результаты раскопок указывают на то, что после разрушения боевых стен жизнь города продолжалась (Репников, 1932в).

на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту


Эски-Кермен: коротко о главном
Эски-Кермен: карта-схема
Эски-Кермен - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

Пещерное средневековье Крыма

Горный Крым до 10 века
Горный Крым после 10 века

Что такое пещерные города?
Общая характеристика города

Эски-Кермен - древний город Готии

Дорос в земле Тавроскифов
Центр средневековой Готии
Искусственные пещеры
Погребальные традиции
Хозяйственная жизнь города

Этапы исследования Эски-Кермена

Первые научные исследования
Основной этап исследований
Главные гипотезы археологов

Очерк истории Эски-Кермена

Шестой-восьмой века нашей эры
Девятый-четырнадцатый века

Памятники города и его округи

Топографические условия
Подъёмная дорога к воротам
Комплекс главных ворот города

Пещерный храм с крестильней::01::02
Улицы средневекового города
Пещерные казематы
::01::02::03:04
Осадный колодец Эски-Кермена
Северная калитка Эски-Кермена
Северный дозорный комплекс
Храм "Трёх всадников"
::01::02
Интерпретация фрески

Пещерный храм "Успения":
Общее описание храма
Пещерный комплекс церкви
Внутреннее устройство храма
Храмовые росписи церкви
Роспись алтарной апсиды
Роспись западной стены
Фрески северной стены
Потолочные росписи храма

Жилые наземные постройки
Погребальные сооружения
Большой пещерный храм
Пещерный храм у городских ворот
Базилика и наземные храмы:
01::02::03::04::05::06::07::08
Памятники центра плато
::01::02
Башня укрепления Кыз-Куле
Храм "Донаторов"
::01::02::03::04::05::06::07
Поселение Черкес-Кермен

Приложения и дополнения

Краткая хронология исследований
Записка готского топарха:

01::02::03::04::05
Старая легенда Эски-Кермена
Два Дороса (Сирия и Крым)
::01::02
Свод греческих надписей
::01::02
Иконографические схемы
::01::02::03
Словарь терминов и Сокращения:

Авг - Гем :: Гим - Гот
Гру - Кап :: Кат - Кур
Лат - Мен :: Нар - Пер
Пещ - Сан :: Сар - Фео
Фет - Юст ::
Сокращения

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.