|
Эски-Кермен |
|
Храм «Успения» имеет вход с юго-востока. С плато вниз, в вырубленному в скале основанию крепостной стены, где расположен вход в храм, ведёт высеченный в скале спуск в виде лестницы, состоящей из пяти ступеней. По мнению Н. И. Репникова, основание крепостной стены могло быть использовано как место входа в храм только после того, как боевые стены города утратили своё боевое значение и были разобраны (Репников, 1392а).
Помещение храма имеет форму прямоугольника, продольная ось которого ориентирована на северо-восток. В восточном углу помещения высечены в скале ниша апсиды и престол, примыкающий к стене. К северу от апсиды, в непосредственной близости от неё, в северо-восточной стене высечен жертвенник.
«Столь точное направление алтаря в Крыму, - пишет О. И. Домбровский, - встречается редко, а его местоположение в углу храма является единственным в своём роде» (Домбровский, 1966, с. 43). Это мнение О. И. Домбровского в настоящее время может казаться спорным. Однако, местоположение алтаря храма «Успения» наводит на мысль о том, что для храма было приспособлено помещение, ранее предназначавшееся для иной цели.
В северо-западной стене высечена ниша и в ней – тарапан (давильня для винограда), позднее грубо и не до конца стёсаный [по мнению О. И. Домбровского, впоследствии над этим местом могла быть расположена деревянная скамья (Домбровский, 1966)]. В полу восточной половины помещения высечено большое квадратное углубление – «погреб», который в древности закрывался деревянным настилом. В потолке помещения, над «погребом», было отверстие, оставшееся от первоначальной цистерны, находившейся в этом месте, впоследствии закрытое со стороны поверхности скалы каменной плитой.
В алтарной части, на «северной» (северо-восточной) и «западной» (северо-западной) стенах и потолке храма «Успения» сохранились фрагменты фресковой росписи.
В конхе алтарной ниши помещена композиция Деисуса – изображение Христа, восседающего на троне, и предстоящих фигур Богоматери и Иоанна Предтечи, с двумя серафимами. Ниже Деисуса, под красной полосой, над престолом изображена композиция «Поклонение Жертве», с двумя ангелами и двумя святителями. Ниже этой композиции расположен орнамент, состоящий из треугольников, образованных красными и тёмно-синими волнистыми полосами, подобный орнаменту, имеющемуся в нижней части северо-восточной стены храма «Трёх всадников». Этот орнамент опоясывает всю северную часть храма «Успения», где расположена роспись. В предалтарной арке помещена сцена Благовещения, слева – архангел Гавриил, справа – Дева Мария.
«Северная» стена разделена красными полосами на несколько панно, в каждом из которых помещена отдельная композиция: Сретение, Преподобные со свитками, святитель, святой воин. В восточной части «северной» стены имеется ниша с изображением Богоматери с младенцем. одним из сюжетов росписи храма являлось изображение Успения Богоматери на «западной» стене, давшая условное название храму в настоящее время. Под изображением Успения Богоматери помещён фриз полотенец.
Н. И. Репников датировал роспись храма «Успения» 12-13-м веками (Репников, 1932а). О. И. Домбровский датировал разные части росписи храма «Успения» двумя периодами: 12 веком и рубежом 13-14-го веков (Домбровский, 1966) [фреска Успения Богоматери датирована О. И. Домбровским рубежом 13-14 веков (Домбровский, 1966)]. Н. Е. Гайдуков, Э. Н. Карнаушенко датировали роспись храма «Успения» 14-15-м веками (Гайдуков, Карнаушенко, 2001). В дальнейшем Н. Е. Гайдуков датировал роспись этого храма (по сюжету одной из фресок, изображающей Константинопольского патриарха Арсения) второй половиной 13-го века (Гайдуков, 2002а; Гайдуков, 2002б). Роспись храма содержит подписи на греческом языке, расположенные около изображённых фигур (Виноградов, 2002; Гайдуков, 2002а).
--
Описания фресковой росписи храма «Успения» содержатся в статьях Н. Л. Эрнста (Эрнст, 1929), Н. И. Репникова (Репников, 1932а), А. Л. Якобсона (Якобсон, 1973), Н. Е. Гайдукова, Э. Н. Карнаушенко (Гайдуков, Карнаушенко, 2001), А. Ю. Виноградова (Виноградов, 2002), Н. Е. Гайдукова (Гайдуков, 2002а), Н. Е. Гайдукова, Э. Н. Карнаушенко, А. В. Джанова (Гайдуков и др., 2002), И. Г. Волконской (Волконская, 2003), и в книге О. И. Домбровского (Домбровский, 1966).
Исследователями храма «Успения» высказывались мнения о том, что устройство тарапана в северо-западной стене помещения могло быть осуществлено либо в период, предшествовавший созданию в этом месте храма, либо уже в тот период, когда храм пришёл в запустение и его помещение могли расширить для хозяйственных надобностей. Возможные варианты последовательности создания в одном помещении храма, тарапана и «погреба» анализировались археологами на протяжении длительного времени (Репников, 1932а, 1932в; Домбровский, 1966; Могаричев, 1997).
Существуют также мнения о том, что в сезон сбора урожая храм «Успения», как это было принято в некоторых областях христианского Востока, мог временно использоваться в качестве хозяйственного помещения (Гайдуков, Карнаушенко, 2001; Гайдуков, 2002б) и что южная часть помещения храма, не имевшая на стенах фресок, могла быть трапезной небольшого монастыря, при этом храм «Успения» мог быть частью комплекса этого монастыря (Гайдуков и др., 2002) [по мнению А. Ю. Виноградова, Н. Е. Гайдукова (устное сообщение), аналогичный монастырский комплекс имелся также на западном краю плато Эски-Кермена.
К этому западному комплексу могут быть отнесены исследованные в 1933 году «двор», вскрытый траншеей по периметру, и усыпальница (костница)(РА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1, 1933. Д. 139а. Л. 199-201), а также исследованные в 1936 году небольшой наземный храм с остатками фресковой росписи и пещера №51 (по нумерации СМК) (РА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1, 1936. Д. 268. Л. 199), которая могла иметь культово-хозяйственное значение. К сожалению, этот западный комплекс не был исследован полностью («двор» не был раскопан до конца). Исследованные храм и усыпальница, по мнению А. Ю. Виноградова и Н. Е. Гайдукова, могли составлять единый поминальный комплекс].
У входа в храм «Успения», с наружной стороны вырублена в скале гробница, в которой были обнаружены два «потревоженных» человеческих скелета. К юго-западу от храма «Успения», в непосредственной близости от него, расположены высеченные в скале усыпальница и келья (или, возможно, ризница), которые, по мнению Н. И. Репникова, возникли одновременно с храмом (Репников, 1932а). Усыпальница была заполнена человеческими костями, среди которых было найдено несколько предметов 12-13-го веков (Репников, 1932а).
К юго-западу от комплекса храма «Успения» (храма, усыпальницы и кельи), в непосредственной близости от него, можно осмотреть фрагмент каменной кладки крепостной стены.
на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную
Поиск по сайту |
|