Подчинение местной церкви светским князьям Таврики оставляло ей полную свободу хозяйственной и церковно-административной деятельности. Знакомясь с немногими церковными документами, которые опубликованы и доступны всем, мы увидим, что не столько заботы о душах паствы, сколько чисто земные хлопоты о материальном благосостоянии и обогащении поглощают внимание епископов Готии. Однако этим они, очевидно, немало способствовали собиранию сельских общин вокруг Мангупа, от которого полностью зависели. А вся духовная деятельность церкви сеяла в Таврике семена той феодальной идеологии, тех теократических идей, без которых не может обойтись феодальное государство.
В подобных обстоятельствах термин «Готия» не обрёл реального политического содержания. Он не стал названием государства или страны, за ним остался лишь церковно-топографический смысл. Крымская «Готия» – это всего лишь обозначение самой крупной в средневековом Крыму епархии, территориальные границы которой, были весьма условными и не раз изменялись.
Мангуп-Кале. Стена и ворота цитадели
Распад хазарского государства во второй половине 10 века, после разгрома Святославом их столицы Итиля в 969 году, привели к вторичному заселению речных долин и новому расцвету земледелия, особенно в юго-западных районах полуострова. Однако затем угроза со стороны кочевников – печенегов, половцев, и, наконец, монголо-татар – вызывает усиление и рост военно-дружинной прослойки, укрепляется неограниченный авторитет её предводителей. Последние, используя в своих выгодах предоставленную им вооружённую власть, довольно быстро превращаются в мелких князьков, властителей небольших уделов. Этот процесс в 11-13 веках вызывает появление многочисленных новых замков, а ранее возникшие перестраиваются в соответствии с возросшими фортификационными требованиями.
--
Расположенные удачнее других и лучше укреплённые городища, например, Мангуп, Чуфут-Кале, Солхат, Сугдея, в это время расширяются и обрастают дополнительными поясами стен и башен. Они превращаются в феодальные города. Жилища горных феодалов приобретают замкнутый характер и всё более и более отчуждаются от поселений земледельческих общин. Они становятся родовыми гнёздами княжеских семейств и местопребыванием подчинённых князьям дружин. Об этом говорят малые размеры укреплённых усадеб, наличие собственных кузниц оружия, обособленных храмов-молелен, фамильных усыпальниц. Эти детали бросаются в глаза при обследовании таких укреплений, как Сандык-Кая, Кермен-Кая, Биюк-Исар, Демерджийская крепость и ряд других. От этого смутного времени почти не дошло письменных источников, и нам неизвестны столкновения, несомненно, происходившие между феодалами.
Чуфут-Кале. Восточные ворота крепости
Мы не знаем, как в борьбе друг с другом слабые становились вассалами сильных, как возникла централизованная система феодальной зависимости, складывался аппарат единого управления Таврикой. Однако есть основания думать, что перед лицом всегда близкой и активной угрозы общего для всех врага, хищных кочевых племён, феодалы Таврики держались достаточно сплочённо.
Кроме того, в обстановке непрерывной опасности, когда воином становился каждый боеспособный член сельской общины, а внимание властелина было приковано к чисто военным делам, старейшины общин играли далеко не последнюю роль, а поэтому и феодальные отношения в Таврике долго сохраняли полупатриархальную окраску. Этому способствовало и ослабление влияния Херсона, вызванное смещением в сторону от Таврики торгового пути «в греки», теперь он шёл через восточный Крым на Тмутаракань. Крайнее ограничение размаха торговли Таврики поневоле привязывало к земле все слои её населения. Это долго мешало накоплению больших богатств и полному социальному отрыву знати от простых земледельцев. Вот почему в феодальных гнёздах горного Крыма мы не увидим особой роскоши и той помпезности архитектуры, какая характеризует замки Западной Европы.