Памятники Эски-Кермена и его округи Подъёмная дорога
Между возвышенностью Бильдеран и южным склоном горы Эски-Кермена расположена седловина, открывающая доступ к южной части города. С юга на плато горы Эски-Кермена поднимается древняя извилистая дорога, вырубленная в скале. Три марша дороги по склону горы приводят к главным (южным) городским воротам, в древности сильно укреплённым. Эта дорога была единственным путём в древний город, доступным для колёсного транспорта. Для удобства подъема колесных повозок на плато в каменистой дороге были пробиты направляющие колеи, предохраняющие повозки от нечаянного опрокидывания или столкновения со стенами на узкой улице города. На повороте к воротам в дороге устроена выступающая прямоугольная глыба, переехать через которую можно было лишь по специальным деревянным мосткам с разрешения стражи – своеобразный контрольный пункт.
Верхний марш подъездной дороги к Главным воротам Эски-Кермена
Впереди верхнего марша дороги проходила передовая оборонительная стена (протейхизма), о чем красноречиво свидетельствуют вырубленные для нее в скале «постели», что позволяет, так же, определить толщину дополнительной оборонительной стены. Древние зодчие все продумали так, чтобы последний марш дороги лежал между протейхизмой и главной оборонительной стеной, следы которой хранит скала. Междустенное пространство являлось своего рода коридором – глухим и высоким, запертым, помимо главных, еще двумя передовыми двустворчатыми воротами – в начале и в конце марша. Только разрушив одну за другой эти преграды под градом летящих сверху стрел и камней, противник мог подойти, наконец-то, к третьим воротам, главным.
На дороге, в некоторых местах сохранились колеи от колёс и выбоины от копыт лошадей. Вдоль первого и второго маршей дороги имеются вырубленные в скале боковые ограждения (парапеты). Ширина «проезжей» части дороги – около 2,5 м. Ширина маршей дороги составляет от 3,5 до 4,0 м. Во время прокладки подъёмной дороги и, возможно, позднее место её расположения служило каменоломней, где добывался камень для городских построек (Репников, 1935; Веймарн, 1958а). Участки скалы между маршами дороги хранят на себе следы древней ломки квадров [необходимые для строительства блоки камня выламывались также на западном склоне горы Эски-Кермена (вблизи так называемой западной крепостной стены) и в окрестностях города (в частности, в балке Бильдеран); Репников, 1932в].
Вид сверху на три марша подъёмной дороги в Эски-Кермен
В древности значительная часть второго марша подъёмной дороги была преднамеренно разрушена (стёсана), но затем восстановлена. Участок разрушенного скального основания дороги древние строители заменили насыпью из щебня, закреплённой опорной стеной, сложенной из камней (Репников, 1935). На скальной площадке, распложенной вблизи первого поворота дороги (между первым и вторым маршами), к югу от этого поворота, вырублены в скале основание небольшого храма, а также гробницы и усыпальницы. В массиве скалы, расположенном вдоль третьего, верхнего, марша подъёмной дороги, высечены два храма – так называемые «Большой пещерный храм» и «Пещерный храм у городских ворот», а также относящиеся к ним гробницы и усыпальницы.
--
В южной части верхнего марша подъёмной дороги, на «проезжей» части, перед поворотом к главным городским воротам, имеется искусственное возвышение скального массива. Условно это возвышение можно назвать «противотаранным камнем». Место его расположения изображено на археологическом плане (Репников, 1935; Веймарн, 1958а). По мнению Е. В. Веймарна, это возвышение является остатком порога у передовых ворот при их закрытии (Веймарн, 1958а). описание этой детали подъёмной дороги ранее в литературе не публиковалось. Возвышение расположено между колеями дороги, имеет прямоугольную форму. Высота его от средней части дороги – 0,25 м, от дна колеи – 0,50 м; ширина у основания – 0,80 м, в верхней части – 0,60 м; длина возвышения вдоль дороги – 1,20 м.
Возможно, назначение этой детали дороги состояло, как в укреплении полотен ворот «Б» при их закрытии, так и в том, чтобы препятствовать подведению к главным городским воротам тяжёлых осадных орудий, передвигавшихся на колёсах (или бревенчатых катках). Поскольку это возвышение имеет значительные размеры и является частью массива скалы, можно предположить, что оно было создано одновременно со строительством дороги, по заранее составленному плану.