В эски-керменском храме «Успения», в центре композиции «Поклонение Жертве» находилось изображение потира, о чём можно судить по фрагментам ярко-красного цвета на месте изображения воздуха. К чаше с обеих сторон склоняются фигуры ангелов с рипидами в руках: у левого – жёлтая, у правого – красная рипиды. Крылья обоих ангелов бордовые. Правый ангел – в белом стихаре с охристой каймой и красным орарем на левом плече. Фигура левого ангела утрачена почти полностью. Следующими от престола стояли святители.
Из них частично сохранился только правый святитель, в белых ризах без крестов, видны охристые омофор и палица. По положению этой фигуры в алтаре (крайней справа) и иконографической особенности изображения филони без крестов можно предположить, данное изображение аналогично аналогично изображению святого Иоанна Готского в храме «Донаторов», где ранее прочитывалась надпись с указанием имени (Гайдуков и другие, 2002, с. 128).
Возможно, что и здесь, в храме «Успения», был изображён этот святой, защитник иконопочитания, вдохновитель антихазарского восстания в 8 веке. Память святого Иоанна Готского, безусловно, особо чтилась в этих краях. Кроме того, для византийского мира было весьма характерным изображение местночтимых святых в данной композиции. Но предположение это, вероятно, так и останется предположением.
В самом нижнем регистре росписи алтаря, а также по периметру храма «Успения» расположен орнамент, состоящий из ломанных линий красного и тёмно-синего цвета на белом фоне.
В предалтарной арке помещена сцена Благовещения. От изображения архангела Гавриила в левой части сохранилась лишь нижняя часть лика и шея. Богоматерь изображена в правой части арки в рост, в своих традиционных одеждах и красных башмачках. Фигура её склонена вперёд, левая рука опущена и направлена ладонью к архангелу, правая рука не сохранилась. позади неё расположени золотисто-жёлтый трон. Слева от фигуры Богоматери, вверху изображена сфера с белым лучом, идущим к ней. Посередине арки надпись: «Радуйся, Обрадованная. Благовещенье». Под фигурой Богоматери виден остаток нимба какого-то святого.
И. Г. Волконская предприняла попытку схематично представить роспись восточной части храма «Успения». На этой схеме её автору наиболее гипотетичными представляются фигуры в основании предалтарной арки. Судя по сохранившимся фрагментам живописи, здесь были изображены святые в белых одеждах. Автор схемы предполагает, что это святители, однако не исключает и возможности того, что здесь могли быть и пророки, или даже Аарон и Мелхиседек.
--
В целом образы росписи отличаются некоторой провинциальной восточной условностью, где классическая пропорциональность и утончённость принесены в жертву выразительности. показательны в этом отношении фигуры апостолов в композиции «Успение Богоматери», изображённый с прижатыми руками. В этих фигурах не чувствуется реальной анатомии. Они настолько приземисты, что в начале И. Г. Волконской некоторые ростовые композиции показались поясными. Но в целом эта живопись не производит впечатление грубой и примитивной. Она довольно многоцветная и сложная по колориту, хотя, как показали исследования, набор использованных художником пигментов довольно ограничен. Это ещё раз говорит о высоком мастерстве художника, как колориста, но главное – не о маргинальности, а о развитости художественной школы.
Общий стиль живописи даёт основание думать о малоазийском влиянии. Отдалённой аналогией по приёмам рисунка является живопись храма Киличляр (10 век) в Каппадокии. Зелёные санкири применяются, например, в алтаре храма Успения Богороматери в монастыре Вардзия (12 век) в Грузии. Роспись монастыря Мар-Муса (13 век) в Сирии близка эски-керменским фрескам по образному строю, однако восточные черты живописи в Сирии более выражены. К сожалению, сирийская монументальная живопись изучена ещё очень мало.
Живописные приёмы личного письма в эски-керменском храме «Успения» сближают роспись этого храма с живописью храма Убиси (сердина 14 века) в Грузии, где в ряде композиций использованы оливковые санкири и светло-охристые плави, и где характерной особенностью росписи является отсутствие подрумянки. Ш. Я. Амиранашвили отмечает, что в этом роспись Убиси следует местной художественной традиции, установившейся с конца 10 века и сохранившейся в группе грузинских фресковых росписей 12-14 веков (Амиранашвили, 1963, с. 278).
Роспись храма «Успения» в Эски-Кермене датируется И. Г. Волконской последней четвертью 13 века.
Храм «Донаторов». В храме «Донаторов» живопись сохранилась в алтаре, частично на северной стене и в северной части западной стены, а также в восточной и северной частях потолка.
В конхе апсиды помещён поясной Деисус, где фигура Христа мастабно выделена. Конха храма сильно закопчена, но можно различить силуэт Христа, часть его волос и ризу цвета красной охры с пробелами. Справа от него – Предтеча с молитвенно простёртыми руками. Виден общий контур фигуры Предтечи и пробела на охристой одежде. Фигура Богоматери практически не видна. Помещение компзиции Деисуса в конхе апсиды является восточно-христианской традицией, изветсной приблизительно с 10 века. Примеры этому имеются в Армении и Грузии (церквь 9-10 веков и трапезная 10-11 веков монастыря Удабно, храмы Сванетии 10-11 веков).
В Крыму известно несколько памятников с такими композициями, в том числе, храм «Успения» в Эски-Кермене, храм святого Стефана в Феодосии, с росписью, датируемой Домбровским 14 веком (Домбровский, 1966), пещерный храм в балке Корув-Дере (Кильсе-Дере), датируемый Н. И. Репниковым 14-15 веками.
[участниками Эски-Керменской экспедиции 1937 года осмотрен пещерный храм в балке Корув-Дере, расположенной к северу от Мангуп-Кале. «В апсиде остатки сильно закоптевшей фрески – Деисус. Христос, сидящий на престоле. Богоматерь и Предтеча в рост. Фигуры на синем фоне. Опушка широкой красной каймой. Время стеноросписи конец 14 или самое начало 15 веков» (РА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1, 1937. Д. 228: Отчёт Н. И. Репникова о разведках 1937 года в округе Эски-Кермена. Л. 4). Описание, план и фотографии этого храма опубликованы в книге Ю. М. Могаричева (Могаричев, 1997, с. 69, 319-321). Роспись в этом храме плохо сохранилась], и другие.