----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Пещерный город Эски-Кермен / к началу раздела


Иконографические схемы алтарных росписей
храмов "Успения" и "Донаторов"

Сцена "Благовещения" в храме "Успения"

начало::продолжение::окончание

В эски-керменском храме «Успения», в центре композиции «Поклонение Жертве» находилось изображение потира, о чём можно судить по фрагментам ярко-красного цвета на месте изображения воздуха. К чаше с обеих сторон склоняются фигуры ангелов с рипидами в руках: у левого – жёлтая, у правого – красная рипиды. Крылья обоих ангелов бордовые. Правый ангел – в белом стихаре с охристой каймой и красным орарем на левом плече. Фигура левого ангела утрачена почти полностью. Следующими от престола стояли святители.

Из них частично сохранился только правый святитель, в белых ризах без крестов, видны охристые омофор и палица. По положению этой фигуры в алтаре (крайней справа) и иконографической особенности изображения филони без крестов можно предположить, данное изображение аналогично аналогично изображению святого Иоанна Готского в храме «Донаторов», где ранее прочитывалась надпись с указанием имени (Гайдуков и другие, 2002, с. 128).

Возможно, что и здесь, в храме «Успения», был изображён этот святой, защитник иконопочитания, вдохновитель антихазарского восстания в 8 веке. Память святого Иоанна Готского, безусловно, особо чтилась в этих краях. Кроме того, для византийского мира было весьма характерным изображение местночтимых святых в данной композиции. Но предположение это, вероятно, так и останется предположением.

В самом нижнем регистре росписи алтаря, а также по периметру храма «Успения» расположен орнамент, состоящий из ломанных линий красного и тёмно-синего цвета на белом фоне.

В предалтарной арке помещена сцена Благовещения. От изображения архангела Гавриила в левой части сохранилась лишь нижняя часть лика и шея. Богоматерь изображена в правой части арки в рост, в своих традиционных одеждах и красных башмачках. Фигура её склонена вперёд, левая рука опущена и направлена ладонью к архангелу, правая рука не сохранилась. позади неё расположени золотисто-жёлтый трон. Слева от фигуры Богоматери, вверху изображена сфера с белым лучом, идущим к ней. Посередине арки надпись: «Радуйся, Обрадованная. Благовещенье». Под фигурой Богоматери виден остаток нимба какого-то святого.

И. Г. Волконская предприняла попытку схематично представить роспись восточной части храма «Успения». На этой схеме её автору наиболее гипотетичными представляются фигуры в основании предалтарной арки. Судя по сохранившимся фрагментам живописи, здесь были изображены святые в белых одеждах. Автор схемы предполагает, что это святители, однако не исключает и возможности того, что здесь могли быть и пророки, или даже Аарон и Мелхиседек.

--

В целом образы росписи отличаются некоторой провинциальной восточной условностью, где классическая пропорциональность и утончённость принесены в жертву выразительности. показательны в этом отношении фигуры апостолов в композиции «Успение Богоматери», изображённый с прижатыми руками. В этих фигурах не чувствуется реальной анатомии. Они настолько приземисты, что в начале И. Г. Волконской некоторые ростовые композиции показались поясными. Но в целом эта живопись не производит впечатление грубой и примитивной. Она довольно многоцветная и сложная по колориту, хотя, как показали исследования, набор использованных художником пигментов довольно ограничен. Это ещё раз говорит о высоком мастерстве художника, как колориста, но главное – не о маргинальности, а о развитости художественной школы.

Общий стиль живописи даёт основание думать о малоазийском влиянии. Отдалённой аналогией по приёмам рисунка является живопись храма Киличляр (10 век) в Каппадокии. Зелёные санкири применяются, например, в алтаре храма Успения Богороматери в монастыре Вардзия (12 век) в Грузии. Роспись монастыря Мар-Муса (13 век) в Сирии близка эски-керменским фрескам по образному строю, однако восточные черты живописи в Сирии более выражены. К сожалению, сирийская монументальная живопись изучена ещё очень мало.

Живописные приёмы личного письма в эски-керменском храме «Успения» сближают роспись этого храма с живописью храма Убиси (сердина 14 века) в Грузии, где в ряде композиций использованы оливковые санкири и светло-охристые плави, и где характерной особенностью росписи является отсутствие подрумянки. Ш. Я. Амиранашвили отмечает, что в этом роспись Убиси следует местной художественной традиции, установившейся с конца 10 века и сохранившейся в группе грузинских фресковых росписей 12-14 веков (Амиранашвили, 1963, с. 278).

Роспись храма «Успения» в Эски-Кермене датируется И. Г. Волконской последней четвертью 13 века.

Храм «Донаторов». В храме «Донаторов» живопись сохранилась в алтаре, частично на северной стене и в северной части западной стены, а также в восточной и северной частях потолка.

В конхе апсиды помещён поясной Деисус, где фигура Христа мастабно выделена. Конха храма сильно закопчена, но можно различить силуэт Христа, часть его волос и ризу цвета красной охры с пробелами. Справа от него – Предтеча с молитвенно простёртыми руками. Виден общий контур фигуры Предтечи и пробела на охристой одежде. Фигура Богоматери практически не видна. Помещение компзиции Деисуса в конхе апсиды является восточно-христианской традицией, изветсной приблизительно с 10 века. Примеры этому имеются в Армении и Грузии (церквь 9-10 веков и трапезная 10-11 веков монастыря Удабно, храмы Сванетии 10-11 веков).

В Крыму известно несколько памятников с такими композициями, в том числе, храм «Успения» в Эски-Кермене, храм святого Стефана в Феодосии, с росписью, датируемой Домбровским 14 веком (Домбровский, 1966), пещерный храм в балке Корув-Дере (Кильсе-Дере), датируемый Н. И. Репниковым 14-15 веками.

[участниками Эски-Керменской экспедиции 1937 года осмотрен пещерный храм в балке Корув-Дере, расположенной к северу от Мангуп-Кале. «В апсиде остатки сильно закоптевшей фрески – Деисус. Христос, сидящий на престоле. Богоматерь и Предтеча в рост. Фигуры на синем фоне. Опушка широкой красной каймой. Время стеноросписи конец 14 или самое начало 15 веков» (РА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1, 1937. Д. 228: Отчёт Н. И. Репникова о разведках 1937 года в округе Эски-Кермена. Л. 4). Описание, план и фотографии этого храма опубликованы в книге Ю. М. Могаричева (Могаричев, 1997, с. 69, 319-321). Роспись в этом храме плохо сохранилась], и другие.

на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту


Эски-Кермен: коротко о главном
Эски-Кермен: карта-схема
Эски-Кермен - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

Пещерное средневековье Крыма

Горный Крым до 10 века
Горный Крым после 10 века

Что такое пещерные города?
Общая характеристика города

Эски-Кермен - древний город Готии

Дорос в земле Тавроскифов
Центр средневековой Готии
Искусственные пещеры
Погребальные традиции
Хозяйственная жизнь города

Этапы исследования Эски-Кермена

Первые научные исследования
Основной этап исследований
Главные гипотезы археологов

Очерк истории Эски-Кермена

Шестой-восьмой века нашей эры
Девятый-четырнадцатый века

Памятники города и его округи

Топографические условия
Подъёмная дорога к воротам
Комплекс главных ворот города

Пещерный храм с крестильней::01::02
Улицы средневекового города
Пещерные казематы
::01::02::03:04
Осадный колодец Эски-Кермена
Северная калитка Эски-Кермена
Северный дозорный комплекс
Храм "Трёх всадников"
::01::02
Интерпретация фрески

Пещерный храм "Успения":
Общее описание храма
Пещерный комплекс церкви
Внутреннее устройство храма
Храмовые росписи церкви
Роспись алтарной апсиды
Роспись западной стены
Фрески северной стены
Потолочные росписи храма

Жилые наземные постройки
Погребальные сооружения
Большой пещерный храм
Пещерный храм у городских ворот
Базилика и наземные храмы:
01::02::03::04::05::06::07::08
Памятники центра плато
::01::02
Башня укрепления Кыз-Куле
Храм "Донаторов"
::01::02::03::04::05::06::07
Поселение Черкес-Кермен

Приложения и дополнения

Краткая хронология исследований
Записка готского топарха:

01::02::03::04::05
Старая легенда Эски-Кермена
Два Дороса (Сирия и Крым)
::01::02
Свод греческих надписей
::01::02
Иконографические схемы
::01::02::03
Словарь терминов и Сокращения:

Авг - Гем :: Гим - Гот
Гру - Кап :: Кат - Кур
Лат - Мен :: Нар - Пер
Пещ - Сан :: Сар - Фео
Фет - Юст ::
Сокращения

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.