----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Пещерный город Эски-Кермен / к началу раздела


Пещерный храм Донаторов
высокое мастерство стиля росписей

начало::02::03::04::05::06::окончание

Ниша при сооружении, которой был разрушен сюжет с конным Феодором, по своей глубине и размерам могла служить для установки большой выносной иконы. Перестройку храма, повлёкшую за собой снос колонны и вырубку ниш, можно связать с моментом обретения общиной этого образа. Судя по всему, это был образ Феодора Тирона. Несомненно, образ, находившийся в нише северной стены, заменивший более раннюю фреску, был храмовым. С ним были связаны многие литургические моменты. Вокруг него концентрировался целый комплекс священнодействий, включавших, очевидно, торжественную процессию с выносом образа в храмовый праздник. К сожалению, после выселения греков в Приазовье икона пропала, как и многие другие крымские святыни. Теперь можно уверенно говорить лишь о персонаже, представленном на ней, и её размерах.

Портрет донатора из Черкес-Кермена
Портрет донатора
(по О. И. Домбровскому)

Большие иконы в средние века были большой редкостью. Они чаще всего жертвовались храмам богатыми ктиторами. Хорошо известна замечательная икона святого Георгия 12-го века с росписью по рельефу, хранившаяся в приходском храме Балаклавы (сейчас в киевском Музее Украинского Искусства). К числу таковых должна была принадлежать и икона из Черкес-Кермена. Возможно, она попала в черкес-керменский храм после турецкого завоевания 1475 года. Происходить она могла из какого-то большого городского храма или монастыря разорённого турками. Жители села, очевидно, считали её своей святыней. Их особым вниманием к образу и его значимостью можно объяснить ту, пусть неумелую, перестройку храма, которая последовала вслед за появлением иконы в храме.

Стиль росписи храма «Донаторов» высокого мастерства, по мнению Н. И. Репникова, исходил от столичных константинопольских течений первой половины 14 века (Репников, 1932а) [по мнению Н. И. Репникова, в эски-керменских росписях отражаются два художественных влияния, не совпадающие хронологически. Одно из них, имея аналогии на Кавказе (в Грузии), исходит от малоазийских истоков и датируется 12-13 веками. Другое, неся в себе элементы так называемого высокого стиля, исходит от столичных константинопольских течений первой половины 14 века (Репников, 1932а)].

В росписи храма святого Феодора ясно чувствуется развитый стиль палеологовской эпохи: видны сочные уверенные мазки светлой краски. Подобная манера наложения красочных слоёв была выработана византийскими монументалистами ко второй половине 14-го века.

В качестве аналогий можно привести росписи Целенджихи, выпоненные под началом константинопольского художника, а так же новгородские росписи времён Феофана Грека. От последних фрески Черкес-Кермена отличаются большим схематизмом и меньшей степенью свободы в композиции, хотя следует отдать должное чувству цвета художника. Роспись апсиды выдержана преимущественно в серебристых тонах. Фон практически везде тёмно-синий. Разделители регистров наведены красной и белой линией. Из общей палитры выбивается, пожалуй, только ярко-зелёный фон одного медальона на потолке бокового нефа. С полной уверенностью можно черкес-керменские росписи можно отнести ко второй половине 14 века, когда в иконописном искусстве постепенно стала преобладать линейная система изображения.

--

Апсида храма Донаторов
Апсида храма Донаторов

***

Современное название храма (от латинского слова «даритель», «приносящий дар») является условным. Оно связано с расположенным в узком «аркосолии» западной стены и ближайшей к ней части северной стены портретным изображением «донаторов», или «княжеской семьи»: молодой женщины в тёмно-пурпурном платке и оливковом плаще, похожем на монашеское одеяние, и мужчины с бородой, в шапке с красным верхом и меховой опушкой, с волнистыми локонами, падающими на плечи. Между фигурами женщины и мужчины помещено изображение высокой мужской фигуры с нимбом.

На ближайшей части северной стены, под «парусом», помещено изображение девичьей фигуры в тёмно-розовом платье с короткими рукавами, в остроконечном кокошнике, с серьгами в ушах. Сбоку от изображения девичьей фигуры – буквы, которые по мнению В. В. Латышева, представляют собой остаток надписи, содержащей слово, что означает «почил» (упокоился). По мнению О. И. Домбровского, портретное изображение «княжеской семьи» может быть датировано 12-13 веками (то есть, согласно О. И. Домбровскому, - ранним периодом росписи этого храма) (Домбровский, 1966).

на верх страницы::Эски-Кермен начало::Неизвестный Крым::на главную


Поиск по сайту


Эски-Кермен: коротко о главном
Эски-Кермен: карта-схема
Эски-Кермен - только фото:
фото А :: фото Б :: фото В

Пещерное средневековье Крыма

Горный Крым до 10 века
Горный Крым после 10 века

Что такое пещерные города?
Общая характеристика города

Эски-Кермен - древний город Готии

Дорос в земле Тавроскифов
Центр средневековой Готии
Искусственные пещеры
Погребальные традиции
Хозяйственная жизнь города

Этапы исследования Эски-Кермена

Первые научные исследования
Основной этап исследований
Главные гипотезы археологов

Очерк истории Эски-Кермена

Шестой-восьмой века нашей эры
Девятый-четырнадцатый века

Памятники города и его округи

Топографические условия
Подъёмная дорога к воротам
Комплекс главных ворот города

Пещерный храм с крестильней::01::02
Улицы средневекового города
Пещерные казематы
::01::02::03:04
Осадный колодец Эски-Кермена
Северная калитка Эски-Кермена
Северный дозорный комплекс
Храм "Трёх всадников"
::01::02
Интерпретация фрески

Пещерный храм "Успения":
Общее описание храма
Пещерный комплекс церкви
Внутреннее устройство храма
Храмовые росписи церкви
Роспись алтарной апсиды
Роспись западной стены
Фрески северной стены
Потолочные росписи храма

Жилые наземные постройки
Погребальные сооружения
Большой пещерный храм
Пещерный храм у городских ворот
Базилика и наземные храмы:
01::02::03::04::05::06::07::08
Памятники центра плато
::01::02
Башня укрепления Кыз-Куле
Храм "Донаторов"
::01::02::03::04::05::06::07
Поселение Черкес-Кермен

Приложения и дополнения

Краткая хронология исследований
Записка готского топарха:

01::02::03::04::05
Старая легенда Эски-Кермена
Два Дороса (Сирия и Крым)
::01::02
Свод греческих надписей
::01::02
Иконографические схемы
::01::02::03
Словарь терминов и Сокращения:

Авг - Гем :: Гим - Гот
Гру - Кап :: Кат - Кур
Лат - Мен :: Нар - Пер
Пещ - Сан :: Сар - Фео
Фет - Юст ::
Сокращения

 


© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.