В настоящее время от композиции, представляющей «княжескую семью», сохранился фрагмент изображения молодой женщины в виде нижней части головы и части торса, а также отдельные фрагменты изображений высокой фигуры с нимбом, бородатого мужчины и девичьей фигуры. В западном «аркосолии» северной стены, рядом с фигурами двух святых воинов в рост, помещены изображения двух донаторов. От фигуры одного из донаторов сохранились только небольшая часть торса и кисти рук, скрещенных на груди. Фигура другого донатора почти полностью утрачена, сохранилось только изображение ног, обутых в остроносые сапожки.
Интерьер храма Донаторов
По мнению И. Г. Волконской, предположение О. И. Домбровского о разновремённости росписи отдельных частей храма «Донаторов» ни по стилю живописи, ни по технологии приготовления штукатурного раствора не подтверждается, и в целом программа росписи позволяет говорить о поминальном характере храма, в живописи которого выражена идея покровительства святых воинов княжеской семье (Волконская, 2003). После гибели Эски-Кермена, возможно, в конце 13 века жизнь в окрестностях города на какое-то время замирает. «Возможно, роспись храма «Донаторов» связана с возобновлением поселения и желанием увековечить память членов семьи местного правителя (Волконская, 2003, с. 308).
Роспись храма «Донаторов», также как росписи храма «Успения» и храма «Трёх всадников», сильно пострадала от намеренного повреждения [в трёх пещерных храмах Эски-Кермена и его округи, содержащих фрески, наиболее сильно пострадали от повреждения росписи храма «Успения» и храма «Донаторов». Фреска храма «Трёх всадников», возможно, была подновлена. В начале 1970-х годов она оказалась облитой чёрной краской и находилась в этом состоянии около двух десятилетий. В 1991 году фреска храма «Трёх всадников» была очищена А. В. Афониным в ходе осуществления эколого-реставрационных работ в Эски-Кермене]. Фресковые росписи пещерных храмов Эски-Кермена и его округи были изучены А. И. Анисимовым и Н. И. Репниковым в 1928 году.
--
[Копии документальных свидетельств о посещении Эски-Кермена в 1928 году А. И. Анисимовым и изучении им совместно с Н. И. Репниковым фресок Эски-Кермена любезно предоставлены автору Г. И. Вздорновым. Эти свидетельства представляют собой фотографию А. И. Анисимова в храме «Донаторов» и письмо А. И. Анисимова Г. О. Чирикову от 17.10.1928 (на обороте фотографии; копии переданы в архив: РА ИИМК РАН. Ф. 10. Оп. 1. Д. 45. Л. 4-5). (См. также: РА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1, 1928. Д. 105. Л. 3-6: Предварительный отчёт Н. И. Репникова о работах в Эски-Кермене в 1928 году.).
Кроме этих материалов, в архиве ИИМК РАН хранятся чёрно-белые фотографии общих видов, деталей интерьеров и фрагментов росписей храма «Трёх всадников», храма «Успения» и храма «Донаторов», сделанные Н. И. Репниковым в 1928 году (Фотоархив ИИМК РАН. Альбом О. 255. Л. 1-21, 22-35; Альбом О. 256. Л. 22-43)], а также И. Э. Грабарем и Г. О. Чириковым в 1929 году (Репников, 1932а) [сведения о выполненных в 19 веке зарисовках и копиях фресок Эски-Кермена содержатся в статье Н. И. Репникова (Репников, 1932а, с. 146-147)].
В конце 1920-х годов Л. И. Линно и Г. Андреевым выполнены цветные копии фресок Эски-Кермена и его округи (Равдоникас, 1929; Репников, 1932а).
[одна из копий (Фрески пещерного храма «Донаторов»: интерьер, восточная часть»), выполненная Л. И. Линно и Г. Андреевым в 1928 году, опубликована в книге А. Л. Якобсона (Якобсон, 1964, табл. 24, 2) и в статье И. Г. Волконской (Волконская, 2003, рис, 3). Другая копия (Фрагмент композиции «Успение Богоматери»), выполненная Л. И. Линно в 1928 году, опубликована также в статье И. Г. Волконской (Волконская, 2003, рис. 2). Обе копии опубликованы в чёрно-белом воспроизведении.
В Рукописном архиве ИИМК РАН хранятся 10 листов цветных копий (акварель, темпера) фресок храма «Успения» и храма «Донаторов» и 2 листа карандашных зарисовок фресок храма «Успения», выполненных Л. И. Линно в 1928-1929 годах (РА ИИМК РАН. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1. Л. 1-12). Согласно подписям на этих копиях и зарисовках, 5 листов цветных копий выполнены Л. Линно в соавторстве с Г. Андреевым.