----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Картинная галерея Айвазовского


Картины Ивана Айвазовского
Феодосийская картинная галерея

1890-е годы ч.5

начало::02::03::04::окончание

Апофеоза талант И. К. Айвазовского достиг в картине «Среди волн», созданной маринистом в 1898 году. В ней отражено стремление к лаконичности цвета, конкретизации образа. Со страстной напряженностью, в повышенно-эмоциональной и предельно обобщенной гамме красок выражены красота и мощь бушующего моря. С большим мастерством изображен необозримый морской простор, ослепительно сверкающие белизной пены крутые волны, насыщенный влагой, пронизанный солнечными лучами воздух. Этот одухотворенный образ моря — один из шедевров русской и мировой маринистической живописи.

За два года до смерти Айвазовский создал одно из самых совершенных своих творений — картину «Среди волн». На огромном полотне вверху изображена лишь узкая полоска грозового неба с низко мчащимися тучами, все остальное пространство заполнили волны бурного моря. Луч солнца, пробившись сквозь облака, как бы тонет в морской пучине. Волны пенятся, сталкиваются в бешеном водовороте, достигая на переднем плане почти натуральных размеров. Композиционным стержнем произведения служит центральная вздыбившаяся волна с белоснежной пеной на гребне, насквозь пронизанная солнечным светом.

Айвазовский, Среди волн, 1898
Среди волн, 1898

Открытое море. Промчалась буря, тучи ещё не рассеялись, но уже прорвался солнечный луч и осветил движущийся кипящий круговорот волн. Волны прозрачны, пена на них невесома и луч солнца тонет в их глубине. Простота, смелость композиции, реальность образа, лёгкость, с которой написана картина, изумительны. Замечательно, что вершины творчества И. Айвазовский достиг к концу своей жизни - художник писал эту картину, когда ему было 80 лет. Техника его изменилась, изменился и способ выражения, но метод создания картиы остался тот же, что был в молодости - картина "Среди волн" написана в течение 10-ти дней. Эта картина чрезвычайно смела по замыслу, в самом деле, заполнить такое огромное пространство (12 кв. м) водоворотом бушующего моря, заполнить его с таким мастерством, что картина притягивает каждого, кто входит в зал, - значило быть мастером, постигшим не только законы живописи, но и художником, постигшим человеческое сердце.

Как и большинство произведений художника, картина «Среди волн» написана импровизационным методом. Все в ней полно поэзии, особой музыкальной гармонии. Поразительно сочетание серебристо-серых, серовато-синих, сине-зеленых тонов. Краски палитры мастера легко и свободно ложатся на поверхность холста; слой их настолько тонок, что местами проступает белый цвет грунта. В картине великолепно передана пластическая красота разбушевавшегося моря. Художник словно бы тщательно исследует малейший изгиб волны, легкое кружево пены, и эта тщательность не мешает ему создать пейзаж, в котором все частности сведены воедино, благодаря чему возникает героический и в то же время проникновенно-лирический образ моря.

--

Парадность, характеризующая молодость И. Айвазовского, его зрелые годы, теперь сменилась широким изображением морского пространства, беспрестанно меняющегося, грандиозного и величественного, написанного с предельной ясностью. Картину "Среди волн" мы можем считать одим из самых совершенных произведений маринистической живописи. Несмотря на то, что написана она, как замечательное реалистическое произведение, она сохраняет в себе черты романтизма, без которых по словам М. Горького, не может существовать настоящее художественное произведение.

 
И. К. Айвазовский работал до последнего дня своей жизни. На картине "Взрыв корабля" мы видим спокойное безоблачное небо, такая же тишина на море. Тем сильнее контраст страшного взрыва на корабле. Это гибнет турецкий военный корабль, подорванный русскими моряками. И. Айвазовский начал писать это полотно за несколько часов до смерти и не успел её окончить. Этим полотном завершается земной путь великого художника, который до последнего дня не уставал прославлять подвиги русских моряков и до конца жизни не прерывается связь его искусства с русским флотом.
  
Айвазовский, Взрыв корабля, 1900 (незавершенная картина)
Взрыв корабля, 1900 (незавершенная картина)

Последнее произведение Айвазовского, оставшееся незаконченным. Задумав посвятить свое новое произведение событиям греко-турецкой войны, Айвазовский изобразил в нем взрыв турецкого корабля, подожженного греческими повстанцами. Когда на холсте был сделан рисунок углем, художник прописал тонким красочным слоем изображение гор, неба и моря, наметил лодку на первом плане. Сюжетный центр картины — охваченный пламенем корабль — выписан довольно детально, ему уделено главное внимание. Айвазовский оставил прописку остальных деталей на следующий сеанс. Для окончательного завершения картины ему, вероятно, потребовалось бы лишь несколько часов. Сделать это помешала скоропостижная смерть мариниста.

начало::02::03::04::окончание
1890-е годы

на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную


Поиск по сайту


Иван Айвазовский: коротко о главном

История галереи Айвазовского

Экспозиция картинной галереи

Дом сестры художника

Биография И. К. Айвазовского

Искусствоведение: обзоры и критика

Живописное творчество художника

Ученики и современники мастера




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.