|
|
Картины Ивана Айвазовского |
Апофеоза талант И. К. Айвазовского достиг в картине «Среди волн», созданной маринистом в 1898 году. В ней отражено стремление к лаконичности цвета, конкретизации образа. Со страстной напряженностью, в повышенно-эмоциональной и предельно обобщенной гамме красок выражены красота и мощь бушующего моря. С большим мастерством изображен необозримый морской простор, ослепительно сверкающие белизной пены крутые волны, насыщенный влагой, пронизанный солнечными лучами воздух. Этот одухотворенный образ моря — один из шедевров русской и мировой маринистической живописи. За два года до смерти Айвазовский создал одно из самых совершенных своих творений — картину «Среди волн». На огромном полотне вверху изображена лишь узкая полоска грозового неба с низко мчащимися тучами, все остальное пространство заполнили волны бурного моря. Луч солнца, пробившись сквозь облака, как бы тонет в морской пучине. Волны пенятся, сталкиваются в бешеном водовороте, достигая на переднем плане почти натуральных размеров. Композиционным стержнем произведения служит центральная вздыбившаяся волна с белоснежной пеной на гребне, насквозь пронизанная солнечным светом.
Как и большинство произведений художника, картина «Среди волн» написана импровизационным методом. Все в ней полно поэзии, особой музыкальной гармонии. Поразительно сочетание серебристо-серых, серовато-синих, сине-зеленых тонов. Краски палитры мастера легко и свободно ложатся на поверхность холста; слой их настолько тонок, что местами проступает белый цвет грунта. В картине великолепно передана пластическая красота разбушевавшегося моря. Художник словно бы тщательно исследует малейший изгиб волны, легкое кружево пены, и эта тщательность не мешает ему создать пейзаж, в котором все частности сведены воедино, благодаря чему возникает героический и в то же время проникновенно-лирический образ моря. -- Парадность, характеризующая молодость И. Айвазовского, его зрелые годы, теперь сменилась широким изображением морского пространства, беспрестанно меняющегося, грандиозного и величественного, написанного с предельной ясностью. Картину "Среди волн" мы можем считать одим из самых совершенных произведений маринистической живописи. Несмотря на то, что написана она, как замечательное реалистическое произведение, она сохраняет в себе черты романтизма, без которых по словам М. Горького, не может существовать настоящее художественное произведение. |
И. К. Айвазовский работал до последнего дня своей жизни. На картине "Взрыв корабля" мы видим спокойное безоблачное небо, такая же тишина на море. Тем сильнее контраст страшного взрыва на корабле. Это гибнет турецкий военный корабль, подорванный русскими моряками. И. Айвазовский начал писать это полотно за несколько часов до смерти и не успел её окончить. Этим полотном завершается земной путь великого художника, который до последнего дня не уставал прославлять подвиги русских моряков и до конца жизни не прерывается связь его искусства с русским флотом. | |
Взрыв корабля, 1900 (незавершенная картина) | Последнее произведение Айвазовского, оставшееся незаконченным. Задумав посвятить свое новое произведение событиям греко-турецкой войны, Айвазовский изобразил в нем взрыв турецкого корабля, подожженного греческими повстанцами. Когда на холсте был сделан рисунок углем, художник прописал тонким красочным слоем изображение гор, неба и моря, наметил лодку на первом плане. Сюжетный центр картины — охваченный пламенем корабль — выписан довольно детально, ему уделено главное внимание. Айвазовский оставил прописку остальных деталей на следующий сеанс. Для окончательного завершения картины ему, вероятно, потребовалось бы лишь несколько часов. Сделать это помешала скоропостижная смерть мариниста. |
начало::02::03::04::окончание
1890-е годы
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную
Поиск по сайту |
|