----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Картинная галерея Айвазовского


Картины Ивана Айвазовского
Феодосийская картинная галерея

1840-е годы ч.1

начало::продолжение::окончание

В картине "Неаполитанский залив ночью" не трудно заметить новые черты в творчестве И. Айвазовского, воспринятые им у лучших мастеров французской классической живописи. Везувий на горизонте залит блеском восходящей Луны. Свет её отражается золотой дорожкой в тихих водах залива. На переднем плане, окутанные ночным сумраком, увитые плющом, стоят башни и развесистые пинии. Вероятно, И. Айвазовского привлекла строгость построения, характерная для классического пейзажа 18-го века, и он попробовал создать подобного рода композицию, наделив её условными чертами; от этого картина потеряла те правдивые черты, что привлекали зрителя в картинах молодого ещё неопытного художника, но она интересна тем, что показывает путь совершённый художником в своём творчестве.

Подобно классическим художникам, И. Айвазовский распределил все элементы своей картины так, как строятся кулисы на театральной сцене. Впереди, около рампы он пишет тёмными тонами деревья и башни, дальше - более светлым тоном изображает залив и, наконец, на горизонте - сверкающая Луна в тихих водах залива, является центральным пятном. Такой способ действительно придаёт особую глубину пейзажу. Однако, И. Айвазовский скоро от него отклоняется, предпочитая правдивость эффектности.

  

Айвазовский, Неаполитанский залив в лунную ночь, 1842
Неаполитанский залив ночью, 1842

Работы, выполненные художником в Италии, отличны от предыдущих. Им присуща не только верная передача особенностей природы Италии, реализм изображения сочетается с восторженным любованием прекрасным. В картине все кажется окутанным прозрачной дымкой. Золотится море, на горизонте курится Везувий. Объятые ночными сумерками, увитые плющом, словно погружены в сон древние башни. В окнах строения чуть теплится красноватый свет огонька. В картине ощутимо влияние французских художников-классицистов XVII века К. Лоррена и Н. Пуссена. Оно сказалось в "кулисности" композиции, в четком выделении нескольких пространственных планов.

  

Несмотря на то, что подобного рода картины привлекали внимание художников и широкой публики в Риме, И. Айвазовский очень скоро отказывается от эффектного, но недостаточно правдивого изображения пейзажа и пишет картину "Неаполитанский залив утром". Солнце встаёт. Всё предвещает жаркий день. Неподвижна гладь залива. Вдали, в блеске восходящего Солнца, курится дымок Везувия, утро тихое, и в лад ему расположились рыбаки в лодке. Фигуры их против света рисуются мягким силуэтом на фоне голубого неба.

--

Можно предположить, что эта картина написана И. Айвазовским с натуры, по этюдам, способ к которому он впоследствии не прибегал, полностью полагаясь на свою память. Но в данном случае, этот способ очень помог И. Айвазовскому. Посмотрите, как просветлела его палитра, сколько тонких оттенков нашёл он в цвете воды, как смело подчеркнул тень под лодкой. Природа и любимый им С. Щедрин (уже умерший в те годы), помогли молодому художнику создать поэтическое изображение залива при восходе Солнца.

  
Айвазовский, Неаполитанский залив утром, 1843
Неаполитанский залив утром, 1843

Живого звучания красок, предельно разнообразных и богатых по цвету, Айвазовский добился в картине «Неаполитанский залив утром». Полный очарования пейзаж отмечен тонким пониманием особенностей итальянской природы. Голубыми, лазоревыми, изумрудными красками светится Неаполитанский залив. Над водой и дальними холмами поднимается легкий туман. Мягко разгорается теплое летнее утро. Восходящее солнце золотисто-розовым светом заливает горизонт, нежно-голубую гладь моря, Четкими силуэтами выделяются фигуры рыбаков в лодке. В полной солнечного света и воздуха картине молодой художник делает шаг к постижению пленэрной живописи.

  

И. К. Айвазовский с ранних лет тяготел к изображению бушующего моря. Он, выросший на берегу Чёрного моря, провёл детские годы с товарищами-рыбаками, привык к тому, что море кормит рыбака, но часто становится его могилой; он захотел в картинах своих передать силу и мужество человека, его непреклонную волю в постоянной борьбе со стихией. По словам И. Айвазовского, из шести тысяч картин, им написанных, четыре тысячи посвящены бурям. "Кораблекрушение" (1843) - одна из них.

  

Кораблекрушение, 1843

Страшная буря разразилась у подножья высокой скалы, где, вероятно, уже не раз разбивались корабли - недаром наверху скалы поставлен крест. Когда-то на этой скале был древний город, сейчас остались лишь развалины башен. Сильный шквал прибил к опасному месту корабли - они терпят бедствие. Один корабль уже поглощён пучиной, за его обломки цепляется отважный пловец. Стремясь потрясти воображение зрителя ужасной катастрофой художник, со свойственной ему в те годы порывистостью, нагромождает страшные эпизоды, сгущает краски грозового неба. Однако в картине не чувствуется нарочистости. Искренность, свойственная в те годы творчеству И. Айвазовского, придаёт убедительности этой картине.

  

На вершине горы затерялся маленький монастырь. Он едва различим за мягкой дымкой влажного воздуха. Чёток и строго рисуются силуэты прибрежных скал. Дрожит и переливается лунная дорожка на гладкой поверхности моря. Картина написана в мастерской художника, да иначе и быть не могло, так как изображён ночной пейзаж, который писать натуры невозможно. И. Айвазовский изображает здесь одно из самых красивых мест Южного берега Крыма, возле Балаклавы, вдали мыс Фиолент.


Вид Константинополя при вечернем освещении, 1846
Вид Константинополя при вечернем освещении, 1846

Вид Константинополя при лунном освещении, 1846
Вид Константинополя при лунном освещении, 1846

Примечание: данные полотна не относятся к собранию картинной галереи им. И. К. Айвазовского в Феодосии и приведены исключительно в качестве иллюстрации к этой странице обзора творчества художника.

начало::продолжение::окончание
1840-е годы

на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную


Поиск по сайту


Иван Айвазовский: коротко о главном

История галереи Айвазовского

Экспозиция картинной галереи

Дом сестры художника

Биография И. К. Айвазовского

Искусствоведение: обзоры и критика

Живописное творчество художника

Ученики и современники мастера




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.