|
|
Картины Ивана Айвазовского |
В картине "Неаполитанский залив ночью" не трудно заметить новые черты в творчестве И. Айвазовского, воспринятые им у лучших мастеров французской классической живописи. Везувий на горизонте залит блеском восходящей Луны. Свет её отражается золотой дорожкой в тихих водах залива. На переднем плане, окутанные ночным сумраком, увитые плющом, стоят башни и развесистые пинии. Вероятно, И. Айвазовского привлекла строгость построения, характерная для классического пейзажа 18-го века, и он попробовал создать подобного рода композицию, наделив её условными чертами; от этого картина потеряла те правдивые черты, что привлекали зрителя в картинах молодого ещё неопытного художника, но она интересна тем, что показывает путь совершённый художником в своём творчестве. Подобно классическим художникам, И. Айвазовский распределил все элементы своей картины так, как строятся кулисы на театральной сцене. Впереди, около рампы он пишет тёмными тонами деревья и башни, дальше - более светлым тоном изображает залив и, наконец, на горизонте - сверкающая Луна в тихих водах залива, является центральным пятном. Такой способ действительно придаёт особую глубину пейзажу. Однако, И. Айвазовский скоро от него отклоняется, предпочитая правдивость эффектности. | |
| Работы, выполненные художником в Италии, отличны от предыдущих. Им присуща не только верная передача особенностей природы Италии, реализм изображения сочетается с восторженным любованием прекрасным. В картине все кажется окутанным прозрачной дымкой. Золотится море, на горизонте курится Везувий. Объятые ночными сумерками, увитые плющом, словно погружены в сон древние башни. В окнах строения чуть теплится красноватый свет огонька. В картине ощутимо влияние французских художников-классицистов XVII века К. Лоррена и Н. Пуссена. Оно сказалось в "кулисности" композиции, в четком выделении нескольких пространственных планов. |
Несмотря на то, что подобного рода картины привлекали внимание художников и широкой публики в Риме, И. Айвазовский очень скоро отказывается от эффектного, но недостаточно правдивого изображения пейзажа и пишет картину "Неаполитанский залив утром". Солнце встаёт. Всё предвещает жаркий день. Неподвижна гладь залива. Вдали, в блеске восходящего Солнца, курится дымок Везувия, утро тихое, и в лад ему расположились рыбаки в лодке. Фигуры их против света рисуются мягким силуэтом на фоне голубого неба. -- Можно предположить, что эта картина написана И. Айвазовским с натуры, по этюдам, способ к которому он впоследствии не прибегал, полностью полагаясь на свою память. Но в данном случае, этот способ очень помог И. Айвазовскому. Посмотрите, как просветлела его палитра, сколько тонких оттенков нашёл он в цвете воды, как смело подчеркнул тень под лодкой. Природа и любимый им С. Щедрин (уже умерший в те годы), помогли молодому художнику создать поэтическое изображение залива при восходе Солнца. | |
Неаполитанский залив утром, 1843 | Живого звучания красок, предельно разнообразных и богатых по цвету, Айвазовский добился в картине «Неаполитанский залив утром». Полный очарования пейзаж отмечен тонким пониманием особенностей итальянской природы. Голубыми, лазоревыми, изумрудными красками светится Неаполитанский залив. Над водой и дальними холмами поднимается легкий туман. Мягко разгорается теплое летнее утро. Восходящее солнце золотисто-розовым светом заливает горизонт, нежно-голубую гладь моря, Четкими силуэтами выделяются фигуры рыбаков в лодке. В полной солнечного света и воздуха картине молодой художник делает шаг к постижению пленэрной живописи. |
И. К. Айвазовский с ранних лет тяготел к изображению бушующего моря. Он, выросший на берегу Чёрного моря, провёл детские годы с товарищами-рыбаками, привык к тому, что море кормит рыбака, но часто становится его могилой; он захотел в картинах своих передать силу и мужество человека, его непреклонную волю в постоянной борьбе со стихией. По словам И. Айвазовского, из шести тысяч картин, им написанных, четыре тысячи посвящены бурям. "Кораблекрушение" (1843) - одна из них. | |
Кораблекрушение, 1843 | Страшная буря разразилась у подножья высокой скалы, где, вероятно, уже не раз разбивались корабли - недаром наверху скалы поставлен крест. Когда-то на этой скале был древний город, сейчас остались лишь развалины башен. Сильный шквал прибил к опасному месту корабли - они терпят бедствие. Один корабль уже поглощён пучиной, за его обломки цепляется отважный пловец. Стремясь потрясти воображение зрителя ужасной катастрофой художник, со свойственной ему в те годы порывистостью, нагромождает страшные эпизоды, сгущает краски грозового неба. Однако в картине не чувствуется нарочистости. Искренность, свойственная в те годы творчеству И. Айвазовского, придаёт убедительности этой картине. |
На вершине горы затерялся маленький монастырь. Он едва различим за мягкой дымкой влажного воздуха. Чёток и строго рисуются силуэты прибрежных скал. Дрожит и переливается лунная дорожка на гладкой поверхности моря. Картина написана в мастерской художника, да иначе и быть не могло, так как изображён ночной пейзаж, который писать натуры невозможно. И. Айвазовский изображает здесь одно из самых красивых мест Южного берега Крыма, возле Балаклавы, вдали мыс Фиолент. |
Вид Константинополя при вечернем освещении, 1846 | Вид Константинополя при лунном освещении, 1846 |
Примечание: данные полотна не относятся к собранию картинной галереи им. И. К. Айвазовского в Феодосии и приведены исключительно в качестве иллюстрации к этой странице обзора творчества художника. |
начало::продолжение::окончание
1840-е годы
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную
Поиск по сайту |
|