|
|
Картины Ивана Айвазовского |
В картине "Корабль "Мария" во время шторма" с большой убедительностью художник показывает корабль, экипаж которого борется с разъярённой бурей. Огромные волны перекатываются через палубу корабля, спускают последний парус. Картина могла бы быть мрачной, но художник вводит солнечный луч, который создаёт центр картины и символизирует наступающее умиротворение разбушевавшейся стихии. В 1853 году во время русско-турецкой войны в синопском сражении корабль "Мария" был флагманом, с которого адмирал Нахимов руководил боем. Был такой случай, когда в страшную бурю под Одессой, благодаря героическим усилиям экипажа удалось спасти корабль "Мария". Всё это помнил художник и на склоне лет своих создал картину, хорошо подчеркнувшую его творчество. | |
Корабль "Мария" во время шторма, 1892 | Батальные полотна создавались художником не на каком-то определенном этапе творчества, а в течение всей жизни. Выполнены они на высоком профессиональном уровне, с незаурядным композиционным мастерством и тонким колористическим вкусом. Художника неизменно привлекали примеры исключительной храбрости, мужества, русских моряков в борьбе с неприятелем. Это определило высокий патриотический пафос его батальных произведений. Айвазовский сумел в ярких живописных образах создать своеобразную летопись побед русского военно-морского флота. |
Картину о бой брига "Меркурий" с турецкими судами И. Айвазовский написал будучи старым художником, в ней он воскресил далёкое прошлое русских моряков. Прекрасный летний день. Лёгкие жемчужные обалака закрыли небо и море ещё не потеряло своего цвета, ведь море всегда отражает цвета неба. Небольшие голубые волны с лёгкой пеной на гребнях словно покачивают большие парусные корабли. Они красивы, напоминая своим цветом белых лебедей, и так хорошо связаны с морем, со всем этим гармоничным цветом. Тем больший контраст с происходящим боем. Особенно поражает нас несоответствие между маленьким бригом "Меркурий" и огромными турецкими кораблями. Недаром современники этого боя, называли его легендарным. Восемнадцатипушечный бриг "Меркурий" принял сражение с турецкими кораблями, превосходящими его по вооружению в десять раз и вёл бой в течение трёх часов, остался победителем в этом неравном бою. -- Весь цветовой строй картины - нежно голубая гамма его - настраивает нас на ощущение победы, вселяет радостное взволнованное чувство гордости за бесстрашие и храбрость русского человека. В честь этого события в Севастополе поставлен памятник, сохранившийся и поныне, на нём начертано: "Казарскому. Потомству в пример." И. Айвазовский не был непостедственным свидетелем этого боя, ему было в те годы всего 12 лет, но именно такие события формировали творческий облик будущего художника. | |
Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями, 1892 | В 1848 году И. К. Айвазовский создал картину «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» (ГРМ, Санкт-Петербург). В 1892 году, мастер написал второе монументальное полотно «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями». Картина лаконична в композиционном и колористическом отношении. Движение кораблей развернуто по диагонали, что позволяет охватить глазом поле битвы. Художник нашел великолепное соотношение сине-голубых тонов моря с серо-жемчужными оттенками неба. Четко выделяются на их фоне серебристо-белые, наполненные ветром паруса боевых кораблей, а вкрапления красного цвета (турецкие флаги с полумесяцами) еще более оживляют несколько холодноватый колорит произведения. |
В мастерской находится также несколько морских пейзажей Айвазовского. Среди них одна из лучших картин последнего периода его творчества «Прибой у крымских берегов» (1892). В ней изображен хмурый осенний (или зимний?) день; над бушующим морем низко нависли тучи, оливково-серые волны набегают на плоский песчаный берег. Порывы ветра накреняют стоящие на рейде корабли со спущенными парусами. Неброская красота пасмурного дня передана в утонченной серебристо-серой гамме. Образ моря полон сдержанного величия и простоты. | |
Прибой у Крымских берегов, 1892 | Серый зимний день. Небо в тучах. Мутные волны прибоя набегают на низменный берег. Вдали на рейде отстаиваются на якорях две шхуны. Чайки, встревоженные прибоем, носятся над волнами. В картине всё живо: и набегающая на берег волна, и движение облаков на небе, и полёт птиц. В самом воздухе чувствуется дыхание сырого зимнего норд-оста. |
начало::02::03::04::окончание
1890-е годы
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную
Поиск по сайту |
|