----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Картинная галерея Айвазовского


Картины Ивана Айвазовского
Феодосийская картинная галерея

1840-е годы ч.3

начало::продолжение::окончание

Будучи учеником Академии художеств, И. Айвазовский принимал участие, как художник, в военной экспедиции у берегов Кавказа, вместе с будущими знаменитыми флотоводцами П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым. С той поры в творчестве И. Айвазовского появляется новая тема - изображение морских баталий. "Чесменский бой" - одна из замечательнейших батальный композиций И. Айвазовского находится в собрании картинной галереи мастера в городе Феодосия.

Морские пути для России всегда имели важное значение. Борьбу за эти пути, героические подвиги русского морского флота, начиная от Гангутской битвы 1714 года и до битв, свидетелем которых был сам И. Айвазовский, художник отразил в своих картинах. Чесменский бой уводит нас в далёкое прошлое русского флота. Бой произошёл 24 июня 1770 года в Средиземном море у полуострова Морея. 26 кораблей Балтийского флота, пройдя через Атлантический океан, обогнув Италию, Испанию и Грецию втретились с неприятельским флотом у Чесменской бухты. Турецкий флот после первого боя, укрылся в бухте, куда русское комендование под прикрытием ночи выслало свои брандеры (деревянные суда), наполненные порохом.

Из эскадры адмирала Свиридова и контрадмирала Элигстона были выделены корабли, которые открыли по турецкому флоту ураганный огонь. Несколько турецкий кораблей загорелось, тогда пошли брандеры. Командир Ильин подвёл свой брандер к неприятельскому судну, поджёг его и бросился со своей командой в шлюпку. Почти весь неприятельский флот (63 корабля) взлетел на воздух. Этот момент взрыва и изобразил художник.

--

Багровое пламя осветило небо, воду, горящие корабли, снасти, которые подобно ракетам взлетают на воздух. Неприятельские матросы, спасающиеся на обломках корабля, взывают о спасении. Лодка с героической командой салютует русским кораблям. Такой замечательной победы, какой добилась русская эскадра над вдвое превосхадящим по силе проитвником, до Чесменского боя не знала военная история.

Этой картиной, пожалуй, с наибольшей силой ощущается И. Айвазовский современник К. Брюллова. Кажется, яркое пламя брюлловской "Помпеи" озарило "Чесмеский бой" И. Айвазовского. Здесь художник достигает большого мастерства в изображении высокого облачного неба, прекрасно связывает огненное пламя пожара с морем, с большой тонкостью и знанием изображает старинные военные корабли. Такое смелое световое решение в первые годы самостоятельного творческого пути показывает нам И. Айвазовкого, как яркого представителя романтического направления 30-40-х годов 19-го века.

  
Айвазовский, Чесменский бой, 1848
Чесменский бой, 1848

Выдающейся победе русского флота в той же войне посвящена картина «Чесменский бой» (1848). После Хиосского сражения турецкий флот укрывшийся на ночь в Чесменской бухте, у анатолийских берегов, был уничтожен вошедшей в бухту русской эскадрой, которой командовал адмирал Г. А. Спиридов. В этом бою особенно отличился брандер под командованием лейтенанта Д. С. Ильина, сумевший поджечь неприятельское судно. Пожар перекинулся на другие турецкие суда; дело довершили русские корабельные пушки. Слева на переднем плане картины изображены турецкие моряки, спасающиеся на обломках своих кораблей, справа — темная масса корабля, маленькая шлюпка с гребцами, взорванные турецкие суда; на дальнем плане виден освещенный заревом пожара восточный город, террасами расположившийся по уступам холма. Впечатление от картины ночного пожара усиливается благодаря резкому контрасту между багряно-золотистыми всплесками огня и бледным светом луны, выглянувшей из-за облаков. Необычность сюжета, яркость и сочность колорита, некоторая театрализованность композиционного решения приближают это полотно к романтическим произведениям К. П. Брюллова.

  
Айвазовский, Радуга, 1848
Радуга, 1848
 
  
Айвазовский, Венеция, 1849
Венеция, 1849

Овеяна лирической грустью воспоминания о прекрасной природе Италии и совершенна по исполнению картина «Венеция» (1849). В ней передано ощущение величавого покоя, тишины, одухотворенности; все проникнуто очарованием лунной ночи. Неслышно скользят по морю легкие гондолы, застыли на рейде парусные суда. Здесь поэтично выражен восторг перед красотою окружающего мира, непосредственный, открытый лиризм, свойственный Айвазовскому-романтику. Колорит пейзажа выдержан в прозрачно-золотистых тонах. Особенно хорошо написан центр картины, озаренный лунным сиянием. Постепенно затухая, этот нежный свет окутывает даль и словно растворяется в ночном небе.


Бухта Золотой Рог.Турция 1845
И. К. Айвазовский Бухта Золотой Рог.Турция 1845

Венеция, 1844
И. К. Айвазовский Венеция, 1844

Примечание: данные полотна не относятся к собранию картинной галереи им. И. К. Айвазовского в Феодосии и приведены исключительно в качестве иллюстрации к этой странице биографии художника.

начало::продолжение::окончание
1840-е годы

на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную


Поиск по сайту


Иван Айвазовский: коротко о главном

История галереи Айвазовского

Экспозиция картинной галереи

Дом сестры художника

Биография И. К. Айвазовского

Искусствоведение: обзоры и критика

Живописное творчество художника

Ученики и современники мастера




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.