|
|
Картины Ивана Айвазовского |
Будучи учеником Академии художеств, И. Айвазовский принимал участие, как художник, в военной экспедиции у берегов Кавказа, вместе с будущими знаменитыми флотоводцами П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым. С той поры в творчестве И. Айвазовского появляется новая тема - изображение морских баталий. "Чесменский бой" - одна из замечательнейших батальный композиций И. Айвазовского находится в собрании картинной галереи мастера в городе Феодосия. Морские пути для России всегда имели важное значение. Борьбу за эти пути, героические подвиги русского морского флота, начиная от Гангутской битвы 1714 года и до битв, свидетелем которых был сам И. Айвазовский, художник отразил в своих картинах. Чесменский бой уводит нас в далёкое прошлое русского флота. Бой произошёл 24 июня 1770 года в Средиземном море у полуострова Морея. 26 кораблей Балтийского флота, пройдя через Атлантический океан, обогнув Италию, Испанию и Грецию втретились с неприятельским флотом у Чесменской бухты. Турецкий флот после первого боя, укрылся в бухте, куда русское комендование под прикрытием ночи выслало свои брандеры (деревянные суда), наполненные порохом. Из эскадры адмирала Свиридова и контрадмирала Элигстона были выделены корабли, которые открыли по турецкому флоту ураганный огонь. Несколько турецкий кораблей загорелось, тогда пошли брандеры. Командир Ильин подвёл свой брандер к неприятельскому судну, поджёг его и бросился со своей командой в шлюпку. Почти весь неприятельский флот (63 корабля) взлетел на воздух. Этот момент взрыва и изобразил художник. -- Багровое пламя осветило небо, воду, горящие корабли, снасти, которые подобно ракетам взлетают на воздух. Неприятельские матросы, спасающиеся на обломках корабля, взывают о спасении. Лодка с героической командой салютует русским кораблям. Такой замечательной победы, какой добилась русская эскадра над вдвое превосхадящим по силе проитвником, до Чесменского боя не знала военная история. Этой картиной, пожалуй, с наибольшей силой ощущается И. Айвазовский современник К. Брюллова. Кажется, яркое пламя брюлловской "Помпеи" озарило "Чесмеский бой" И. Айвазовского. Здесь художник достигает большого мастерства в изображении высокого облачного неба, прекрасно связывает огненное пламя пожара с морем, с большой тонкостью и знанием изображает старинные военные корабли. Такое смелое световое решение в первые годы самостоятельного творческого пути показывает нам И. Айвазовкого, как яркого представителя романтического направления 30-40-х годов 19-го века. | |
Чесменский бой, 1848 | Выдающейся победе русского флота в той же войне посвящена картина «Чесменский бой» (1848). После Хиосского сражения турецкий флот укрывшийся на ночь в Чесменской бухте, у анатолийских берегов, был уничтожен вошедшей в бухту русской эскадрой, которой командовал адмирал Г. А. Спиридов. В этом бою особенно отличился брандер под командованием лейтенанта Д. С. Ильина, сумевший поджечь неприятельское судно. Пожар перекинулся на другие турецкие суда; дело довершили русские корабельные пушки. Слева на переднем плане картины изображены турецкие моряки, спасающиеся на обломках своих кораблей, справа — темная масса корабля, маленькая шлюпка с гребцами, взорванные турецкие суда; на дальнем плане виден освещенный заревом пожара восточный город, террасами расположившийся по уступам холма. Впечатление от картины ночного пожара усиливается благодаря резкому контрасту между багряно-золотистыми всплесками огня и бледным светом луны, выглянувшей из-за облаков. Необычность сюжета, яркость и сочность колорита, некоторая театрализованность композиционного решения приближают это полотно к романтическим произведениям К. П. Брюллова. |
Радуга, 1848 | |
Венеция, 1849 | Овеяна лирической грустью воспоминания о прекрасной природе Италии и совершенна по исполнению картина «Венеция» (1849). В ней передано ощущение величавого покоя, тишины, одухотворенности; все проникнуто очарованием лунной ночи. Неслышно скользят по морю легкие гондолы, застыли на рейде парусные суда. Здесь поэтично выражен восторг перед красотою окружающего мира, непосредственный, открытый лиризм, свойственный Айвазовскому-романтику. Колорит пейзажа выдержан в прозрачно-золотистых тонах. Особенно хорошо написан центр картины, озаренный лунным сиянием. Постепенно затухая, этот нежный свет окутывает даль и словно растворяется в ночном небе. |
Бухта Золотой Рог.Турция 1845 | Венеция, 1844 |
Примечание: данные полотна не относятся к собранию картинной галереи им. И. К. Айвазовского в Феодосии и приведены исключительно в качестве иллюстрации к этой странице биографии художника. |
начало::продолжение::окончание
1840-е годы
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную
Поиск по сайту |
|