|
|
Картины Ивана Айвазовского |
По разбушевавшемуся морю мчится бог моря - Посейдон с женой своей Амфитридой. В руках у него трезубец, которым высекает он воду из скал. Их сопровождают тритоны, которые трубят, чтобы море успокоилось. По верованию греков, под покровительсвом Посейдона находилось мореходство и все морские промыслы. Красивый древний миф, связанный с морским пейзажем, привлекает художника не случайно - он берёт свой любимый мотив - бушующее море, небо, освещённое грозовыми облаками, загзаги молний - всё это даёт возможность широко, романтически написать картину. | |
Путешествие Посейдона по морю, 1894 | Ярким примером воплощения в живописи сюжета, который требовал работы воображения, а не непосредственного наблюдения натуры, служит находящаяся в мастерской картина «Путешествие Посейдона по морю» (1894). Сюжет ее связан с древнегреческим мифом о боге морей Посейдоне. Грозные валы расступаются перед стремительно несущейся по морю колесницей Посейдона, в которую впряжена четверка резвых коней. Морского бога и его супругу богиню Амфитриду сопровождают обитающие в волнах нереиды, наяды, трубят в морские раковины тритоны... Вспышки молний в левой части полотна оживляют его темно-зеленый колорит. |
Кавказский хребет с моря, 1894 | И. К. Айвазовский уделяет особое внимание передаче свето-воздушной среды, игры солнечных лучей на поверхности волн. Пленэрная живопись второй половины XIX века не оставила равнодушным и прославленного мариниста-романтика. При взгляде на полотно «Кавказские горы с моря» чувствуются реалистические черты в изображении морской стихии. Плавными линиями на фоне сине-голубого неба вырисовываются горы со снежными вершинами. Белесый туман окутывает пространство; разжиженный, светлый красочный слой на поверхности огромных волн усиливает впечатление их прозрачности. Холодноватую строгость сине-голубых тонов неба и моря оживляет лишь ярко-алый вымпел, реющий на мачте судна. |
И. Айвазовский писал быстро, но эта быстрота была кажущаяся. Он долго вынашивал в своём воображении картину, которую задумал, и приступал к ней только тогда, когда она совершенно ясно появлялась в его воображении. Это ускоряло процесс работы художника на полотне, но общий процесс создания картины был таким же продолжительным, как и у других пейзажистов. Этот процесс помогал художнику в создании картин на самые разные темы, поэтому, хотя и очень редко, но мы встречаем в его творчестве чрезвычайно разнообразные темы. Подобного рода картина есть в собрании Феодосийской картинной галереи И. Айвазовского и называется она "Наполеон на острове Св. Елены". -- Восход Солнца озаряет взволнованный океан. Грандиозность простора подчёркнута одинокой фигурой Наполеона, затерявшейся среди высоких скал. Художник пишет Наполеона в изгнании, своеобразно подчёркивает одиночество человека, мечтавшего покорить весь мир. И. Айвазовский этим образом как-бы перекликается с творчеством М. Лермонтова, стихи которого очень любил. | |
Наполеон на острове Св. Елены, 1897 | В основу картины «Наполеон на острове Св. Елены» (1897) положен исторический сюжет. Возможно, она явилась отзвуком размышлений художника о вечной красоте свободного океана и об одиночестве и бессилии некогда всемогущего, мечтавшего о мировом господстве человека. Маленькая фигурка Наполеона изображена на вершине скалистого берега, у подножия которого неустанно рокочет прибой. |
Ливень в Судаке, 1897 |
начало::02::03::04::окончание
1890-е годы
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную
Поиск по сайту |
|