|
Биография И. К. Айвазовского |
Так ныне, океан, я жажду бурь твоих — Волнуйся, восставай на каменные грани, Он веселит меня, твой грозный, дикий рев, Как зов давно желанной брани, Как мощного врага мне чем-то лестный гнев... |
Айвазовский сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, и придать глубокий смысл и значимость своему искусству. У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. «Живописец, только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом... Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры... Художник должен запоминать их... Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью...».
--
Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно — на формирование творчества Айвазовского большое влияние оказала поэзия А. С. Пушкина поэтому часто перед картинами Айвазовского в нашей памяти возникают пушкинские строфы. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено.
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые художнику-маринисту. Помимо поэтического склада мышления он был одарен исключительной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютной точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать импровизируя, с изумлявшей многих современников легкостью.
Очень хорошо передал свои впечатления о работе Айвазовского над большим полотном публицист В.С. Кривенко: «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение». Это, конечно, было возможно благодаря глубокому знанию разнообразных технических приемов, какими пользовался Айвазовский.
У Айвазовского был большой творческий опыт и поэтому, когда он писал свои картины, на его пути не вставали трудности технического порядка, и его живописные образы возникали на холсте во всей цельности и свежести первоначального художественного замысла. Для него не существовало секретов, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн.
Он так искусно передавал раскат волны на песчаном берегу, что зритель воочию ощущал прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Айвазовский знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы. Он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Все это помогало ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения.
01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18
Суда на рейде, 1851 (см. справа) |
Поиск по сайту |
|