Картинная галерея Айвазовского |
Алексей Васильевич Ганзен график и живописец1876-1909 :: 1910-1940 С 1910 года А. Ганзена захватила идея создания первого на юге России художественного музея в г. Одессе по образцу и подобию галереи созданной дедом И. К. Айвазовским. Поддержку, в принятии такого решения он находит в лице Н. К. Рериха, А. А. Ростиславова, Б. М. Кустодиева, И. А. Билибина и других художников. В собранной им коллекции кроме работ Айвазовского, Врубеля, Рериха, Бродского, Бурданого и других русских художников были и офорты Рембранта. В этот период художник участвовал в выставках картин Общества русских акварелистов (СПб, 1907-1909, 1912,1915-1917), а также становится постоянным участником выставок и продаж картин в России и членом Общества «Товарищество художников» (М., 1912 и Пг., 1916). Художник имел высокие правительственные награды: в 1912г. был награжден орденом Св. Анны 3-й степени. Он был почетным членом Одесского и Петроградского городских, Шлиссельбургского уездного попечительств детских приютов. В 1913-м был произведен в чин коллежского асессора. В 1914-1919 годах А. В. Ганзен работал в Крыму и в Одессе. В годы Первой мировой войны он писал батальные картины, которые пользовались большим успехом. Они репродуцировались в журналах "Нива", "Солнце России", "Летопись войны" и других. С 1914 года Ганзен живет то в Петербурге на улице Надеждинской (ныне Маяковского), то в имении Роман-Эли близ Старого Крыма, подаренном И. К. Айвазовским своей второй дочери Марии. Он пишет много пейзажей маслом, акварелью, сепией и гуашью, занимается гравюрой. В годы первой мировой войны Алексей Ганзен писал батальные сцены, которые репродуцировались в журналах «Огонек», «Нива», «Солнце России», «Летопись войны» и др. На выставке картин «Война» (Пг., 1915г.) он демонстрировал большое полотно «Бой "Св. Евгении" с "Гебеном", выполненное по заказу Правительства. На выставке картин "Война", проходившей в Петрограде в 1915 году, демонстрировалось большое полотно художника "Бой "Св.Евгении" с "Гебеном", выполненное по заказу правительства. В 1916 году в Петрограде вышел альбом «Российский Императорский флот», который включил 25 факсимильных цветных репродукций с акварелей Ганзена, воспроизводящих типы русских судов от ботика Петра I до новейших военных кораблей и сцены из жизни флота в мирное и военное время: «Галерный флот в шхерах. Нач. XVIII в. Клипер в океане. 1878 г.», «Погрузка в доке», «Балтийский флот зимой» и др. Батальные сцены, написанные Ганзеном, пользовались большим успехом у публики. В 1914-1915 годах Военное Ведомство стало его основным заказчиком. В 1915 году Высочайшим приказом по флоту и Морскому Ведомству о чинах гражданских за №1026 Алексей Васильевич Ганзен был переведен на службу в Морское Ведомство, с назначением состоять по морскому Министерству. В феврале 1917 года кандидатура А. Ганзена вместе с Билибиным, Серебряковой, Коненковым и др. была выдвинута на присуждение звания академика, но баллотирование, назначенное на октябрь, не состоялось ввиду революции. В январе 1920 года Алексей Васильевич Ганзен с женой Олимпиадой Владимировной покинул Россию и через Константинополь, Салонники, Легковац прибыл в Королевство Югославия. В ноябре 1920 года в Загребе прошла первая выставка его работ. В 20-х годах А. Ганзен выставлялся в Праге, Риме, Бухаресте, Рио-де-Жанейро и дважды в Буэнос-Айресе. Персональные выставки А. В. Ганзена в Европе прошли в 1928 году в Риме и в 1929-м — в Париже в галерее Жоржа-Пти. За границей много писал Адриатику, а также занимался техникой. В июле 1929 года в Париже в галерее Жоржа Пти прошла вторая персональная выставка картин Алексея Ганзена, получившая многочисленные восторженные отклики. 19 октября 1937 года Алексей Вильгельмович умер на своей вилле "Олимпия" близ Дубровника. В этом хорватском городе он и покоится на православном кладбище. В 1933 году в Загребе вышла книга "История военно-морского искусства" в трех томах на хорватском языке. Ее автор – контр-адмирал А. Д. Бубнов. Иллюстрации были сделаны А. В. Ганзеном. Красотой своих дивных картин он прославил Адриатику в Европе и Южной Америке. За свою жизнь А. Ганзен написал более 3000 больших полотен, Остальные работы не поддаются учету. Среди них изящные милые миниатюры, тонкие акварели и сепии. По воспоминаниям современников Алексей Васильевич Ганзен был высокообразованным, культурным европейцем, творившим искренно и бескомпромиссно, упорно трудившимся над всякой "мелочью" от молодых лет до смерти. -- Последняя его выставка была посвящена флоту Далмации - от первых парусников до крейсера "Дубровник" (из некролога). Прекрасно зная конструкции военных судов, он писал их с "портретным сходством" независимо от того, немецкий ли это крейсер "Кенигсберг", русский миноносец "Живой" или английский флот в Дарданеллах. Ник. Брешко-Брешковский в своей статье о художнике писал: "А. В. Ганзен писал быстро и легко, это качество он унаследовал от деда. Как рисовальщик изучал "анатомию" военных кораблей, достиг совершенства в передаче подводных лодок, броненосцев, крейсеров. Плавал на военных кораблях. В годы первой мировой войны морское министерство забросало его заказами, он написал серию морских боев. На всех столичных выставках имел неизменный успех. Большевики "социализировали" его дома, его чернозем, его драгоценности в сейфе и его текущий счет в банке. Не могли только "социализировать" таланта". Произведения А. В. Ганзена представлены в Национальной картинной галерее им. И. К. Айвазовского в Феодосии, Ульяновском художественном музее, музеях Хорватии и Черногории, в частных коллекциях. Художник работал в технике масляной живописи, писал много пейзажей акварелью, сепией, гуашью, занимался гравюрой. В коллекции галереи Айвазовского представлены 24 произведения А. В. Ганзена. Это живопись и графика. Одна из лучших живописных работ — монументальный пейзаж "Море", отмеченный динамикой и пластической выразительностью. Оливково-бурые волны бьются о волнорезы причала. Белые чайки кружат в серо-розовом небе, дополняя образ пасмурного осеннего дня, бескрайнего и вольного простора. Трактовка природы лишена будничности, нарочитой прозаичности. Трепетный камерный образ, полный лирического обаяния, создан художником в работе "Восход луны" (1915). Произведение отмечено изяществом и мастерством исполнения. Эмоциональная выразительность в значительной мере создаётся колоритом, построенным на градациях зелено-белых тонов. Марины "Корабль на море", "Штиль", "Море в хмурый день", отличаются умелым распределением цветовых масс и светотени, продуманным учетом пространственного ритма, гармонией колорита. Вдохновенностью поэтического чувства, изяществом декоративного начала отличаются акварели А. В. Ганзена, написанные с виртуозной лёгкостью. Выразительность и мастерство исполнения характерны для акварелей "Уголок Днепра", "Замок у реки", "Пейзаж с деревьями", "Осенний пейзаж с домами", "Дача Ровицкого". В каждой из названных работ создан неповторимый образ природы, ощутимы профессиональное мастерство, верность традициям национальной школы. Колористические акценты вызывают радостное настроение, игра светотени подчеркивает их контрастность и звучность. 1876-1909 :: 1910-1940 на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную |