----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Картинная галерея Айвазовского


Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского в 20-ом веке

Первым директором галереи Айвазовского стал художник и искусствовед Герасим Афанасьевич Магула. Он организовал в Феодосии и уезде сбор художественных ценностей, брошенных эмигрировавшими. В 1922 г. на базе этих поступлений Г. А. Магула организовал в жилых комнатах здания Музей художественных ценностей, просуществовавший до 1925 г. Он знакомил посетителей с произведениями прикладного искусства (фарфором, изделиями из серебра), старинной мебелью, оружием. В 1922 г. галерея Айвазовского была включена в сеть государственных музеев страны. В ее помещениях произвели ремонт, и 17 декабря, после восьмилетнего перерыва, она вновь приняла посетителей.

В ноябре 1920 г. после установления Советской власти были приняты меры по охране памятников искусства. В 1921 г. галерея была национализирована, а в 1922 году была включена в сеть государственных музеев страны и после восьмилетнего перерыва она стала снова принимать посетителей.

В 1923 г. её директором стал Н.С. Барсамов (1892-1978). Следующие пол века истории галереи были связаны с именем этого выдающегося человека, автора самого полного исследования жизни и творчества маэстро, одаренного педагога и талантливого художника.

В эти годы активно пополнялась коллекция, качественно улучшалась экспозиция, в которой были представлены все темы и периоды творчества мариниста. Расширился диапазон собирательской деятельности: в галерею стали поступать работы художников, творчество которых в той или иной степени было связано с искусством И. К. Айвазовского – произведения его учеников, последователей, художников Киммерийской школы. Постепенно изменялась концепция самой галереи: монографическая коллекция с течением лет преобразовалась в собрание пейзажной, в основном маринистической живописи.

С момента смерти живописца до 1921 г. коллекция оставались неизменной, и насчитывала 47 произведений: 46 работ, поступивших согласно завещанию мастера, и еще одна, незаверше6нная картина художника, над которой он работал в последний день своей жизни, была передана в дар галерее его вдовой Анной Никитичной.

В 20-е годы в ходе масштабного процесса музейного строительства, охватившего всю страну, коллекция пополнилась 27 живописными произведениями. Наибольшее количество поступлений приходится на 30-е годы – 37 работ. Это было связано с тем, что в 1930 г. отмечался 50-летний юбилей галереи, и в Феодосии была устроена большая выставка произведений И.К. Айвазовского из других музеев.

В дальнейшем 14 их экспонируемых работ в результате обмена с разрешения Отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса стали собственностью галереи. В тот же период собрание пополнилось 10 произведениями из закрывающихся в то время армянских церквей Феодосии, для которых И. К. Айвазовский писал картины на библейские темы.

--

В последующие десятилетия рост коллекции по понятным причинам был не столь стремительным. В 40-е годы поступило 11 произведений, в 50-е годы – 5, в 60-е годы – 4, в 70-е годы – 2, в 80-е годы – 8. В основном, коллекция живописи И. К. Айвазовского была сформирована почти за 40 лет деятельности в галерее Н.С. Барсамова, в тот период разными путями к нам пришли 74 произведения. В дальнейшем, свою лепту в этот процесс внесли следующие поколения музейных работников.

В 1930 году в Феодосии вышла в свет первая книга об И. К. Айвазовском. Ее автор Николай Степанович Барсамов (1892—1976) был первым советским искусствоведом, определившим место И. К. Айвазовского в ряду других русских художников, давшим объективную характеристику творческого наследия мастера. В предвоенные годы в галерею поступила коллекция из одиннадцати произведений западноевропейских художников-маринистов, в том числе картины Схотеля, Бакхейзена, Таннера и др.

Перед Великой Отечественной войной благодаря деятельности Н. С. Барсамова и других сотрудников галереи собрание картин И. К. Айвазовского увеличилось почти в пять раз. Многие работы поступили из Центрального музейного фонда и некоторых музеев страны.

30 сентября 1941 года, когда прорвавшийся на Арабатскую стрелку враг оказался в 25—30 километрах от Феодосии, было принято решение о немедленной эвакуации картин из города. Работники галереи Н. С. Барсамов и С. А. Барсамова при активном содействии городских и областных партийных и советских организаций погрузили коллекцию галереи в Феодосийском порту на теплоход «Калинин».

Она была вывезена в Новороссийск, а оттуда через Краснодар в Ереван. В период эвакуации выставочная и популяризаторская работа галереи не прекращалась. Осенью 1941 года в течение месяца 59 картин из собрания галереи экспонировались в Краснодаре. Большая выставка произведений И. К. Айвазовского была устроена в 1942 году в Ереване.

Весной 1944 года Крым был освобожден от фашистов. Осенью коллекция галереи возвратилась в Феодосию. О том, что представляло собой здание галереи после черных дней гитлеровской оккупации, рассказали Николай Степанович и Софья Александровна Барсамовы:

«Дом Айвазовского представлял мрачное зрелище. Ни одна бомба... ни один тяжелый снаряд не попали в него, но он был исковеркан мелкими снарядами; штукатурка на нем осыпалась, кровля расползлась и представляла груды черепков, и сам дом как будто осел и врос в землю. В главном выставочном зале не существовало огромного стеклянного перекрытия. В большом доме нашлась только одна комната (бывшая мастерская), в которой были целы двери и окна, не протекала крыша... Ночью в пустых залах ветер свистел, как на палубе корабля в бушующем море». (Н. Барсамов, С. Барсамова. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского. Крымиздат, 1955, с. 50-51. )

Уже к весне 1945 года большая часть залов была отремонтирована. В мае открылась выставка произведений И. К. Айвазовского, приуроченная к 45-летию со дня его смерти. На ней экспонировались 152 работы мариниста.

2 мая 1946 года галерея была полностью восстановлена. После пятилетнего перерыва все ее залы вновь открылись для посетителей. В первый послевоенный год значительно увеличилось количество живописных и графических произведений в собрании Феодосийской галереи. В ее фонды поступило 583 работы; среди них было 60 рисунков И. К. Айвазовского, 180 работ К. Ф. Богаевского, ряд картин М. П. Латри и других художников.

назад::далее

на верх страницы::Картинная галерея Айвазовского::на главную


Поиск по сайту


Иван Айвазовский: коротко о главном

История галереи Айвазовского

Экспозиция картинной галереи

Дом сестры художника

Биография И. К. Айвазовского

Искусствоведение: обзоры и критика

Живописное творчество художника

Ученики и современники мастера




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.