| |
Картинная галерея Айвазовского |
"Море - это моя жизнь" Иван Константинович АйвазовскийОгромный успех Айвазовского в Европе начала 40-х годов объясняется тем, что, пройдя академическую школу, он все-таки сохранил искренность и непосредственность душевных порывов и не боялся руководствоваться ими, стоя за мольбертом. Он не смог, да и не пытался, освободиться от некоторых академических доктрин, усвоенных им в годы ученичества, но уже в начальный период самостоятельного творчества воспринимал мир удивительно жизненно и эмоционально. Это резко выделяло его из академической среды. Что касается традиций академической школы, то из них он прежде всего черпал пристрастие к необычайности. В сочетании с непосредственностью чувств оно роднило его с романтизмом. Айвазовский создал своеобразный метод цвето-линейного построения картин и свой живописный язык, никого не повторявший и не противоречивший предмету изображения. Эти выразительные средства постепенно претерпели изменения, палитра художника стала светлее, он вплотную подошел к пленэрной живописи. Однако его мировосприятие никогда не менялось, он остался верен своему романтическому характеру или, вернее, живописным урокам моря, с которым подружился еще в детстве. "Море - это моя жизнь",- говорил Айвазовский, и вправду страстно, до обожествления преклонявшийся перед объектом своей неослабной любви. Обладая колоссальной трудоспособностью, за долгие десятилетия он создал около шести тысяч картин. Его творчество - своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия - штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы, - здесь можно увидеть ее, эту стихию, в любую пору суток - от светозарных восходов до колдовских лунных ночей - и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны, - от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты. Но воспроизвести море таким, как оно есть, Айвазовский считал невозможным и потому никогда не писал с натуры, полагаясь лишь на воображение. Художник, видевший в водной стихии свою жизнь, он в сущности не изображал реальное море, а создавал на полотне свое, рассказывал некую сказку о море, отдавая ему собственные чувства, настроения, грезы. Сказочность его искусства точно подметил великий психолог Достоевский в своей статье "Выставки 1860-1961 гг. в Академии искусств". Таким образом, Айвазовский вошел в современное ему искусство, руководствуясь собственными законами художественного мироощущения. В основу творчества Айвазовского положена идея безграничности природы, ее могучей созидательной силы. Более половины его работ - это виды штормового моря. И, как правило, изображая разбушевавшуюся стихию, художник изображал и борющихся с этой стихией, помогающих друг другу людей. Человек не сдается, человек победит - в этом девизе художника отразились народный оптимизм и жизнестойкость. Основа романтики Айвазовского - это великая вера человека, "пылинки вселенной", в природу и жизнь, неизбывная вера в родной народ, который в политических штормах XIX столетия упорно боролся за самоутверждение. Нельзя забывать, что в творчестве художника весьма заметную роль играет иносказательность. Чарующая световая атмосфера полотен Айвазовского помогает воспринять мечтательность и эмоциональность его искусства. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу природы. Человек на его картинах изображен то на фоне спокойного, прозрачного моря, то одиноко шагающим по берегу или сидящим в лодке, устремив вдаль, к свету, мечтательный взгляд. В этих вымышленных романтических героях нетрудно распознать автопортретные черты. Свет как идея играет в творчестве Айвазовского значительную роль. Внимательный зритель почувствует, что, изображая море, облака и воздушное пространство, художник фактически изображает свет. Свет в его искусстве - символ жизни, надежды и веры, символ вечности. Это не что иное, как по-своему переосмысленная идея созидающего света, света познания, имеющая давнюю устойчивую традицию в армянской культуре и получившая блестящее воплощение у позднейших армянских мастеров. Эту традицию Айвазовский воспринял через прославляющие солнечный восход средневековые песнопения, которые он хорошо знал и постоянно слышал в армянских церквах. Не случайно, говоря о своих картинах, он заметил: "Те картины, в которых главная сила - свет солнца... надо считать лучшими". На последних полотнах Айвазовского свет ниспускается из невидимого источника, мощным снопом прорезая тьму. Как-то в беседе с Мартиросом Сарьяном Илья Эренбург поинтересовался, отразилась ли в творчестве Айвазовского его национальная принадлежность. Сарьян сказал: "Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно веру в этот Свет пронес через века породивший Айвазовского народ. Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь". -- Айвазовскому присуща совершенно самобытная система живописного мышления, выводящая его искусство за рамки принятых в то время канонов. Эта особенность сказалась в отмеченных иногда чрезвычайной условностью, даже абстрактностью цветовых решениях его картин. Страстное, проникновенное и поэтическое творчество Айвазовского, чутко отзывавшееся на запросы времени, привнесло в русскую живопись свежее дыхание. Художник стал одним из наиболее признанных во всем мире представителей русской школы. В этом качестве он был удостоен чести, вторым после О. Кипренского, представить во флорентийский музей Питти автопортрет. Однако в самой России, начиная с 1870-х годов, искусство Айвазовского все чаще подвергалось острой критике. В. Стасов принимал только ранний период его творчества, А. Бенуа в своей "Истории русского искусства XIX века" писал, что Айвазовский, хотя и значился учеником М. Воробьева, стоял в стороне от общего развития русской пейзажной школы. Подобные выводы делались не только потому, что Айвазовский работал особняком, вдали от центров искусства и показывал свои картины в основном на персональных выставках. Дело в том, что поэтика и мировосприятие Айвазовского уже не совпадали с тенденциями развития русской культуры. Во второй половине XIX столетия русское изобразительное искусство приобрело ярко выраженный национальный характер. В лице передвижников в русской живописи возник демократический реализм. Вышли на арену корифеи великой реалистической литературы. Что касается Айвазовского, то он по-прежнему повторял себя, свои "сказки" моря, которые были для него естественны и привычны. Однако, по его же собственному признанию, эти "сказки" казались новому поколению надуманными, неестественными. Новые работы - пейзажи с их близкой к натуре цветовой гаммой, также являющие собою плод воображения, - едва ли могли дать автору место среди русских реалистов. Это, безусловно, не отрицает тесных связей выдающегося мариниста с русским искусством и тем более его роли в нем, о чем Стасов метко заметил: "Айвазовский свое сделал, он двинул других по новому пути". Так или иначе, эта критика имела весьма существенное значение: после нее в русском искусствознании долгое время не появлялось ни одного обстоятельного исследования об Айвазовском. Итог спорам вокруг его творчества подвел своим широко известным высказыванием И. Крамской, ближе других знавший художника и написавший его портреты: "Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще" Шаэн Хачатрян, директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна Аю-Даг в туманный день, 1853
| Бурное море ночью, 1853
| Примечание: данные полотна не относятся к собранию картинной галереи им. И. К. Айвазовского в Феодосии и приведены исключительно в качестве иллюстрации. |
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную | |
Иван
Айвазовский:
коротко
о главном
История галереи Айвазовского
Экспозиция картинной галереи
Дом сестры художника
Биография И. К. Айвазовского
Искусствоведение: обзоры и критика
Живописное творчество художника
Ученики и современники мастера
|
|