Картинная галерея Айвазовского |
Биография И. К. Айвазовского 1829-183501::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18 Детство Айвазовского протекало в обстановке, постоянно будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы — боевые корабли Черноморского флота. Среди них был, конечно, и бриг "Меркурий", слава о недавнем совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Сюда доносилась молва об освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ. С детства Айвазовского увлекали подвиги народных героев. На склоне лет он писал "Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе 20-х годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Пушкин, Гюго, Ламартин... Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море". Романтика подвигов героев, сражавшихся на море, правдивые рассказы о них, граничащие с фантастикой, пробудили у Айвазовского стремление к творчеству и определили формирование многих своеобразных черт его таланта, ярко проявившихся в его даровании. Множество преемственных нитей связывало И. К. Айвазовского с культурой его народа. Родившись и будучи воспитанным в армянской семье, он знал все национальные обычаи и традиции с детства. Одним из доказательств этого является письмо И. К. Айвазовского, написанное в 1829 г. брату Габриэлу в Венецию (хранится в НКГА): "Любезнейший братец, Свидетельствую Вам моё усерднейшее почтение, я, благодаря Бога, здоров, чего и Вам от всего Моего сердца желания посылаю Вам гостинец первоначального моего искусства сколько Бог мне даровал на моё еще малолетнее время по молитвам родителей наших в чем вы меня простите. И остаюсь навсегда доброжелательный усердный и любящий брат, ваш, Иван Гайвазовский". При содействии губернатора Тавриды А. И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию. А Ованес-Иван поселяется в доме градоначальника, начинает посещать симферопольскую гимназию. Мальчику было тринадцать, когда новая благодетельница, госпожа Нарышкина, написала в Петербург своему другу, художнику Тончи; к письму был приложен рисунок Ивана: "Примите его под свое покровительство… Он похож на Рафаэля и с его же прекрасным выражением в лице. Как знать, может быть, он сделает честь России...". Сохранилась довольно объемная канцелярская переписка, из которой видно прохождение по чиновничьим инстанциям судьбы "даровитого мальчика Гайвазовского". Разумеется, в провинциальном городке он не мог получить достаточного специального образования, чтобы на общих основаниях поступать в Академию художеств. Абитуриенты должны были уметь изображать с натуры обнаженную человеческую фигуру и чертить архитектурные ордена, а этот мальчик рисовал в основном море и корабли… В конце концов "государь император высочайше повелеть изволил: 13-летнего сына армянина из Феодосии Ивана Гайвазовского принять в Академию художеств пенсионером Его Величества и привезти сюда на казенный счет". -- Впечатления детства, проведенного в приморском городе, во многом определили его склонность к маринистической живописи. Айвазовский не сразу нашел свой путь в искусстве. В годы учебы в Петербургской Академии художеств он кропотливо изучал творения старых мастеров. Очень любил голландские марины и часто копировал их в залах Эрмитажа. Из русских художников той поры наибольшее влияние на развитие дарования Айвазовского оказала живопись С. Ф. Щедрина. Изучая работы Сильвестра Щедрина, в которых главное место занимали пейзажи Италии, будущий маринист сумел разглядеть в них черты, роднящие их с милой его сердцу природой Крыма, Черным морем. Но если в морских пейзажах Щедрина присутствует только светлая, лирическая сторона, ясность пластических форм природы, то Айвазовского всегда влекло море, полное драматизма, величия, мощи. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года., зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу. На этом роль влиятельных покровителей в судьбе юного художника заканчивается. Армянский мальчик из Феодосии очень скоро догоняет и перегоняет академически подготовленных однокашников. Однако, блестяще освоив "джентльменский набор" умений и навыков тогдашнего художника-академиста, он остается верен своей главной и единственной теме творчества, доступной ему лучше, чем кому бы то ни было — морю. За серию морских пейзажей и "особенно за превосходную картину "Штиль" Айвазовский был награжден золотой медалью. В порядке исключения ему на два года сокращают академический курс. Согласно существовавшей тогда замечательной — на зависть теперешним академистам — традиции, Академия художеств за свой счет отправляет талантливого студента на практику: сначала в Крым, затем за границу, в Италию. Обычно практиканты привозили из таких поездок новые картины, свежие впечатления, отточенное мастерство. Айвазовский же прихватил заодно всемирное признание и славу. Ватикан приобретает его картину "Хаос. Сотворение мира". Художника объявляют первооткрывателем морской живописи в Риме, о нем с восторгом отзываются лучшие живописцы, ему посвящают стихи. Затем выставки картин мариниста победительной волной прокатываются по всей Европе. "Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями", — вспоминал Айвазовский. 01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18 на верх страницы::картинная галерея Айвазовского |