Картинная галерея Айвазовского |
Константин Федорович Богаевский (1935-1937)01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11 Экспонируются в галерее и выполненные акварелью индустриальные пейзажи К. Ф. Богаевского, созданные в 30-е годы. Художник побывал во многих индустриальных центрах страны: на Днепрострое, Донбассе, на нефтяных промыслах Баку, на заводе «Азовсталь» в Мариуполе. Его захватили масштабы социалистических строек, трудовой энтузиазм людей. «Здесь меня поразил размах строительства, — писал он, — поразило то мастерство, с каким люди нашей страны овладевают природой, и я попробовал писать индустриальные пейзажи... Мне представилось все это как целая симфония — заводы, покрывающие нашу землю и делающие ее богатой и независимой...». Первые индустриальные пейзажи К. Ф. Богаевского посвящены Днепрострою. Они отличаются реализмом изображения, но это не документальная, бесстрастная фиксация увиденного. Художник стремится выразить мощь и размах социалистического строительства в годы первых пятилеток, пафос напряженного труда в преображенной стране. Находящийся в экспозиции галереи акварельный эскиз «Стройка плотины Днепрогэса» (30-е гг.) представляет собой панорамное изображение гигантского строительства. В центре картины — уже почти готовая Днепровская плотина с подъемными кранами, разнообразными сооружениями, подъездными путями. Гармоничен и строг ее колорит: преобладают сдержанные серые тона в сочетании с бледными охристо-желтыми, голубовато-лиловыми. Днепрострой, 1931
Цикл индустриальных пейзажей К. Ф. Богаевского стал заметным явлением советской живописи 30-х годов. Они получили высокую оценку на выставках «Художники РСФСР за 15 лет» (1932), «Донбасс в живописи» (1935), «Индустрия социализма» (1939). Свидетельством признания таланта и мастерства художника было присвоение ему в 1933 году звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Индустриальные композиции Богаевского стали в ряд лучших произведений советского изобразительного искусства эпохи строительства социализма. Высокую оценку индустриальным композициям Днепростроя, созданным К. Ф. Богаевским, дал литературовед С. В. Шервинский. «Ваши Днепрострои превосходны, — писал он художнику. — Правда, странно как-то видеть Вашу живопись в сочетании с этими новыми темами, но тема Вам подчинилась; думаю, что Вы и сами чувствуете, что это удача. Любопытно, до чего они живописно претворены, а вместе с тем не оторваны от технической реальности». Индустриальные пейзажи, в которых изображены бакинские нефтяные промыслы, отличаются свободой исполнения, композиционным и колористическим мастерством. Неотъемлемым элементом работ этого цикла являются вертикали нефтяных вышек. Они отчетливо «читаются» на фоне знойного безоблачного неба, раскаленных, обесцвеченных солнцем холмов. В экспозиции представлен акварельный эскиз «Биби-Эйбат» (1938). Многочисленные нефтяные вышки, изображенные в нем, дают возможность оценить значительность дел человека, которому покоряется природа. Созданное человеком «возвеличено», природа отступила на второй план, стала лишь фоном для показа лаконичных и выразительных конструкций. Художник очень увлекся неожиданно открывшимися возможностями для творчества и осенью 1930 года написал несколько эскизов, а зимой написал по ним картины маслом и отправил на выставку в Москву. Но к сожалению, его “города будущего” не произвели желаемого впечатления. К.Ф.Богаевский сам был разочарован результатом и впоследствии так говорил об этом: “Ну, какие это города будущего, - они больше похожи на какие-то древние мексиканские города”. В них действительно не было новизны архитектурных форм, которые хотелось увидеть мечтающим архитекторам. И все же индустриальная тема заняла достойное место в его творчестве и по достоинству оценена в художественных кругах. В 1933 году К.Ф.Богаевскому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. -- Среди графических произведений Богаевского много натурных зарисовок деревьев. Он рисовал и писал деревья, лишенные листвы, с сухими, когтистыми лапами-ветвями, но чаще с пышными кронами, очень напоминающими формы деревьев в классических пейзажах Лоррена и Пуссена. Именно такие деревья изображены в серии «Деревья Баран-Эли» (1935). Художник обычно писал свои акварели-картины на основе многочисленных этюдов, являвшихся результатом изучения натуры. Он долго и кропотливо работал в мастерской, добиваясь цельности образа, силы и глубины цвета, четкого композиционного решения. «Я понял, что даже самый прекрасный этюд, добросовестно и точно перенесенный на большой холст, будет беден, пуст и случаен, если в него не внесешь необходимых композиционных изменений», — писал Богаевский. ( Цит. по кн.: Мастера советского искусства о пейзаже. М., 1963, с. 95.) Несколько особняком в творчестве художника стоят необычные для него подмосковные пейзажи, написанные в Тарусе. Живописная природа пленила К.Ф. Богаевского, и на его работах зазеленели поляны и поляны и луга, леса и рощи средней полосы России ("Зеленая поляна"). По приглашению своего друга А. В. Григорьева в летние месяцы 1936-1939 гг. К. Богаевский жил и работал в Тарусе - в этом замечательном уголке среднерусской природы. Он написал там много акварельных этюдов и сделал большое количество рисунков. В Феодосии он сделал по ним цикл тарусских пейзажей, среди которых выделялись виды “заокских далей”. Они написаны у Богаевского в совершенно ином ключе, чем у многих других пейзажистов. Привычное для нас лирико-интимное звучание тарусских пейзажей сменилось в произведениях Богаевского обычными для него эпическими ритмами. Они сообщили заокским просторам непривычные черты монументальности. Обращался Богаевский и к жанру натюрморта ("Глициния и пионы"). И все же ничто не могло заменить художнику пейзажей родного Крыма ("Планерная бухта", "Чертов палец"). "В своих композициях, - писал К. Ф. Богаевский, - я пытаюсь передать образ этой Земли – величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, с своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неиссякаемым источником". 01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11 на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную |