|
|
Картины Ивана Айвазовского |
Георгиевский монастырь, 1846 | В 1846 году художник создает полный очарования пейзаж «Георгиевский монастырь». На полотне изображено одно из живописнейших мест Крыма — мыс Фиолент; это и один из наиболее проникновенных, поэтических образов моря. Картина позволяет говорить об Айвазовском как о замечательном мастере лунного пейзажа. На фоне золотистого неба высятся темные силуэты прибрежных скал, лунные блики искрятся на подернутом рябью море. В этой работе яркая звучность красок сочетается с четким, графически ясным рисунком, что придает всему пейзажу острую выразительность, романтическую приподнятость. |
Лунная ночь на берегу, 1847 | Интересна судьба картины «Лунная ночь у взморья. Константинополь» (1847). Долгое время ее местонахождение оставалось неизвестным, лишь сравнительно недавно работа поступила в Феодосийскую картинную галерею из частного собрания Москвы. История создания этого произведения связана с именем А. С. Пушкина. В 1847 году (спустя десять лет после гибели великого поэта) И. К. Айвазовский написал картину и подарил ее вдове А. С. Пушкина Наталье Николаевне. Об этом свидетельствует дарственная надпись, сделанная художником на обороте холста: «Наталье Николаевне Ланской от Айвазовского. 1 января 1847 года, С.-Петербург». На картине изображены освещенные золотистым светом луны постройки Константинополя, темные арки виадука, искрящееся море. Как и в других подобных работах Айвазовского, торжественность панорамного изображения соединена стойкой лиричностью. Это делает его пейзажи созвучными романтической лирике А. С. Пушкина. |
С каждой новой картиной в творчестве И. Айвазовского проявляются новые черты, особенно ярко это выражается при сравнении схожих по тематике картин, таких как "Ялта" (1838) и "Вечер в Крыму. Ялта" (1848). Спустилось Солнце, но ещё не померкли его лучи на дальних горах; в золотистом тумане они рисуются розовыми силуэтами. Полный штиль на море. Чуть видны маленькие домики Ялты в глубине залива. Вдали величественный силуэт Аю-Дага. Сдери густых садов дворец Ореанды. На переднем плане высокие скалы, на одной из них крест, напоминающий о том, что у этого тихого берега разыгрываются страшные бури. Всадник и всадница в восточных одеждах, путник на камне в несколько театральной позе, дополняют этот романтический пейзаж. -- Мы вспоминаем с какой робостью показал художник солнечный свет в маленькой картине "Ялта" (1838) и как теперь широко написал он горизонт, высокое небо, парадную панораму Южного берега Крыма. Как смело теперь залил он ярким светом картину, подчеркнут тем характер южной природы. До этого в творчестве художников-академистов только у К. П. Брюллова находим мы такие яркие краски, такой смелый колорит. В те годы, когда И. Айвазовский приехал учиться в Петербург, К. П. Брюллов привёз свою знаменитую картину "Гибель Помпеи". К имени М. Воробьёва, С. Щедрина мы можем прибавить и Карла Брюллова, которого смолоду полюбил И. Айвазовский и творчество которого на него оказало большое влияние. | |
Вечер в Крыму. Ялта, 1848 | Эмоциональностью, тонким пониманием особенностей крымской природы отмечена картина «Вечер в Крыму. Ялта» (1848). Это ясное по настроению, исполненное в светлой живописной гамме полотно проникнуто ощущением свежести, прозрачности воздуха, прелести угасающего летнего дня. Мягкое свечение заката определило его лирическую тональность. Передача свето-воздушной среды, красивых цветовых пятен умело сочетается с точной прорисовкой деталей. Вдали легким розоватым силуэтом выделяется гора Аю-Даг; в зелени парка белеет дворец Ореанды, по зеркально-голубой глади моря скользят небольшие парусники. |
Бой в Хиосском проливе, 1848 | Как уже отмечалось, Айвазовский, носивший почетное звание живописца Главного морского штаба, создал немало картин, посвященных славной боевой истории русского военно-морского флота. Исполненные в разные годы, они являются свидетельством глубочайшего восхищения прославленного мариниста доблестью русских моряков. В основу сюжета картины «Бой в Хиосском проливе» (1848) положен эпизод исторического сражения между русской и турецкой эскадрами, состоявшегося 24 июня 1770 года. Изображен момент боя двух головных кораблей — русского и турецкого. Низкая линия горизонта, уходящая вдаль армада боевых кораблей, клубы пушечного дыма, затянувшие небо, — все это создает ощущение напряженной динамики битвы. В старых каталогах и путеводителях по Феодосийской галерее эта картина значилась под названием «Наваринский бой». Однако в результате изучения материалов, связанных с историей русского военно-морского флота, и некоторых вопросов, касающихся батальной живописи И. К. Айвазовского, В. Р. Чепелеву и Н. С. Барсамову удалось установить, что название «Наваринский бой» ошибочно, а изображенное событие является одним из эпизодов русско-турецкой войны 1768—74 годов. |
Бухта Золотой Рог.Турция 1845 | Венеция, 1844 |
Примечание: данные полотна не относятся к собранию картинной галереи им. И. К. Айвазовского в Феодосии и приведены исключительно в качестве иллюстрации к этой странице обзора творчества художника. |
начало::продолжение::окончание
1840-е годы
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную
Поиск по сайту |
|