Картинная галерея Айвазовского |
Константин Федорович Богаевский (1930-1934)01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11 К. Ф. Богаевский часто обращался к изображению своего родного города. В экспозиции находятся две его картины: «Феодосия» 1926 и 1930 годов. На первой показана старая часть города, примыкавшая к подножию горы Митридат. Это та Феодосия, где художник жил, которую он с детства хорошо знал. Сбегают с окрестных холмов улицы; канава первого плана когда-то была средневековым рвом, огибавшим город. Вокруг него высились стены и башни, закрывавшие доступ неприятелю. До сих пор сохранились остатки каменных мостиков, перекинутых через ров. Город, изображенный на картине, освещен холодным светом; стремительно надвигаются друг на друга тяжелые свинцовые тучи. Знакомые очертания горы Митридат фантастически преобразились, деформировались, словно под воздействием каких-то грозных подземных сил... Феодосия, 1930
В «Феодосии» 1930 года показана общая панорама города, и старые и современные его кварталы. По-прежнему возвышается на Карантинном холме средневековая генуэзская цитадель с ее стенами и башнями, некогда грозными и неприступными, а теперь безмолвными, поддавшимися разрушительной силе времени. Улицы города, как и в картине 1926 года, безлюдны. Однако настроение, которое навевает это произведение, совершенно иное: если Феодосия 1926 года кажется осиротевшей, покинутой жителями, то на этом полотне она не производит такого впечатления; все здесь мягче, спокойнее, оптимистичнее. Жизнеутверждающая трактовка темы в картине «Феодосия» 1930 года позволяет говорить о начале нового периода в творчестве К. Ф. Богаевского, о переменах в его мироощущении. -- В 30-е годы, когда художник обратился к советскому индустриальному пейзажу, произведения его стали не такими «сочиненными», композиции их — более четкими и строгими, колорит — светлым и гармоничным. По словам Н. С. Барсамова, «творчество Богаевского в 30-е годы достигло своей зрелости. На смену присущему ранним его картинам налету декоративной нарядности и стилизации пришло глубоко реалистическое восприятие действительности и воплощение ее в монументальных образах большого искусства». (Н. С. Барсамов. Богаевский, М., 1961, с. 43.) Днепрострой, 1930
| Баку. Нефтевышки, 1931
|
В 1929-1934 годах он увлеченно работает над целым циклом картин, отражающих процесс индустриализации советского государства. Ни одному из художников того времени не удавалось так реалистично отразить масштабность строек первых пятилеток. Он обладал даром композиции и способностью кропотливо собирать документальные материалы, отражающие размах строительства на Днепрогэсе, в Донбассе и в Баку. Однако обязательная точность изображения вновь ограничивала воображение художника, так как документальность была непременным требованием к индустриальным пейзажам. Тогда художница Ю.Л. Оболенская подсказала Богаевскому расширить их содержание и, дав простор воображению, изобразить ”Город будущего”. Она познакомила Константина Федоровича с ведущими советскими архитекторами, которые указали ему пути развития градостроительства ближайшего будущего. 01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11 на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную |