|
Биография И. К. Айвазовского |
|
В 1873 году Айвазовский создал значительное произведение «Радуга». В сюжете этой картины — буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега,— нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи 70-х годов.
Изображая бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Сквозь мчащийся вихрь едва заметны смутный силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене.
Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же топами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина «Радуга» была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.
По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф. М. Достоевский писал: «Буря... г. Айвазовского... изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без соперников... В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре...».
В творчестве Айвазовского 70-х годов можно проследить появление ряда картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой гамме. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего веселую зыбь на море, а серебряное крыло парусника, пенящего прозрачную изумрудную волну, невольно будит в памяти поэтический образ Лермонтова: Белеет парус одинокий...
Вся прелесть подобных картин заключается в хрустальной ясности, искрящемся сиянии, которое они излучают. Недаром этот цикл картин принято называть «голубые марины». Большое место в композициях картин Айвазовского всегда занимает небо, которое он умел передать с таким же совершенством, как морскую стихию. Воздушный океан — движение воздуха, разнообразие очертаний облаков и туч, их грозный стремительный бег во время бури или мягкость сияния в предзакатный час летнего вечера — иногда сам по себе создавал эмоциональное содержание его картин.
--
Неповторимы ночные марины Айвазовского. «Лунная ночь на море», «Восход луны» — эти темы проходят через все творчество Айвазовского. Эффекты лунного света, луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью. Образы ночной природы Айвазовского — одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Часто они вызывают поэтические и музыкальные ассоциации.
Под воздействием передового русского искусства передвижников в творчестве Айвазовского с особой силой проявились реалистические черты, сделавшие его произведения еще более выразительными и содержательными. Видимо, поэтому картины Айвазовского 70-х годов принято считать высшим достижением в его творчестве. Сейчас для нас совершенно ясен процесс непрерывного роста мастерства художника и углубления содержания живописных образов его произведений.
В 1874 году И. К. Айвазовский совершает третью поездку в Стамбул по приглашению армянской диаспоры. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчества Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкыртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество.
Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдулазизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени.
01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18
Буря, 1872 | Босфор в лунную ночь, 1874 |
Примечание: данные полотна не относятся к собранию картинной галереи им. И. К. Айвазовского в Феодосии и приведены исключительно в качестве иллюстрации к этой странице биографии художника. |
Поиск по сайту |
|