|
Константин Федорович Богаевский |
|
|
Строгая завершенность и сдержанность композиции акварели Богаевского, кулисный принцип ее построения говорят о влиянии на его искусство живописи К. Лоррена и Н. Пуссена. Однако оно глубокими корнями связано с родной крымской землей, которая всегда вдохновляла художника. Пейзаж написан в теплых тонах охристого и коричневого цветов, которые кое-где переходят в бурые и оливково-зеленые. Колориту акварели «Осенний вечер» созвучно описание типичного «киммерийского» пейзажа в одном из стихотворений большого друга К. Ф. Богаевского поэта и художника М. А. Волошина:
Старинным золотом и желчью напитал Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры. Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры, В огне кустарники.... А груды валунов и глыбы голых скал В размытых впадинах загадочны и хмуры... |
Природа Восточного Крыма показана у Богаевского полной могучих, но сдержанных сил. В ней все упорядочено, торжественно, безмолвно, очищено от элементов случайного. Своеобразная живописная манера, строй чувств, выраженный в картинах художника, позволяют причислить его к мастерам романтического, героического пейзажа.
--
Все исследователи творчества К. Ф. Богаевского говорят о влиянии на него французских живописцев XVII века К. Лоррена и Н. Пуссена. Об этом в 20-х годах писал и сам художник, объясняя причины такого влияния: «Мне становится понятным мое пристрастие к классическому пейзажу Лоррена и Пуссена. Элементы этого пейзажа в Крыму те же, что в Италии и Греции, а культурная связь Крыма с этими странами с давних времен оставила на здешней почве свои многочисленные следы в виде курганов, греческих погребений, остатков стен и башен Генуи и Византии».
В 1921 году он стал членом Общества охраны памятников искусства – ОХРИС. С 1922 года в народной художественной студии, созданной при галерее им. И.К. Айвазовского, вел мастерскую живописи, а затем участвовал в организации рисовальной школы и много времени уделял деятельности в галерее. В 1923 году подготовил к выпуску уникальное издание – альбом автолитографий, посвященный историческому пейзажу Крыма.
В 1923 году вышел в свет альбом литографий Богаевского. Среди литографий выделяется цикл, объединенный общей темой – «Звезда» (1923), один из листов которого возвращает нас к сюжету картины «Звезда Полынь». Такое же холодное свечение планеты, замораживающее острыми лучами безжизненную землю. Каменистое нагорье не может пробудиться от магического света звезды. В работах “Звезда”(1923), “Атлантида”(1923), “Пейзаж. Горы” (1923), “Ночь”(1923) и др. жестким неземным светом зажигается поверхность листа, сообщая изображению дух строгости и безжизненности пейзажа.
01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную
Поиск по сайту |
|