|
Биография И. К. Айвазовского |
|
Впоследствии, зная о серьёзной издательской деятельности Ордена и ценя её, И. К. Айвазовский попросил своего брата написать историю плодотворной деятельности этой армянской общины, Габриэл выполнил эту просьбу.
И в дальнейшем художник всячески поощрял и финансово поддерживал проекты издания трудов армянских историков. В Матенадаране хранится список известных людей, внесших свои пожертвования на эти цели: "Господин Ованес ага Айвазовский, художник и рыцарь".
В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции.
В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Кстати, часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате великого поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русского искусства.
Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью.
В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию.
Это были годы, когда И. К. Айвазовский знакомился с искусством Европы, и Европа знакомилась в его искусством, это было время обретения опыта, популярности и славы. Находясь заграницей, художник не оставляет тему, которая к тому времени уже серьезно заявила о себе в его творчестве, тему флота. В короткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником в Европе.
Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют жившие в то время в Италии писатель Н. В. Гоголь, художник А. А. Иванов, профессор Петербургской Академии художеств Ф. И. Иордан, знаменитый английский маринист Дж. Тёрнер. С восхищением отзывался о нем живший в то время в Венеции Николай Васильевич Гоголь.
Работавший в Италии русский художник Александр Андреевич Иванов писал: «Айвазовский человек с талантом, воду никто так хорошо здесь не пишет». Интересный отзыв об итальянском периоде творчества живописца оставил профессор Академии художеств Ф. И. Иордан:
«Множество художников начали подражать Айвазовскому; до его приезда в Рим не была известна морская живопись, а после него в каждой лавочке красовались виды моря «а-ля Айвазовский». Его слава прогремела по всей Европе... Даже самонадеянный Париж восхищался его картинами». (Ф. И. Иордан. Записки. М., 1918, с. 198.)
--
Фамилию Гайвазовский художник в 1841 году изменил на Айвазовский.
В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года.
В 1843 г. Айвазовскому была присуждена во Франции золотая медаль; в Голландии его произвели в академики, что само по себе знаменательно, поскольку Голландия считалась родиной маринистической живописи. К этому времени сложился и творческий метод живописца, которому он был верен на протяжении всей своей жизни.
Он пишет по памяти и воображению, объясняя это следующим образом: "... движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры...". Изучение в музеях Флоренции, Венеции, Неаполя, Рима произведений великих итальянских мастеров во многом способствовало окончательному формированию творческого метода художника.
01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18
Поиск по сайту |
|