----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Картинная галерея Айвазовского


Картины Ивана Айвазовского
Феодосийская картинная галерея

1830-е годы

"У маяка" (или "Берег моря ночью"), именно с этой, ранней работы художника начинается осмотр собрания галереи. Шёл третий год обучения Ивана Айвазовского в Петербургской Академии художеств. За эти годы из робкого провинциального юноши Айвазовский вырос в молодого начинающего художника, отмеченного выдающимися людьми первой половины 19-го века - Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Глинкой, Брюлловым и многими другими.

Эта картина изображает ночь в море. Сквозь разрывы туч проглянула луна. Свежий ветер гонит волны на берег. На взволнованном море видны корабли, лодки. Надвигается буря. Одинокий мечтатель стоит у воды, протянув руки, как бы приветствуя бурю. В этой ранней картине уже намечаются характерные черты творчества И. Айвазовского в первой половине его жизни - романтизация живописных берегов, стремление изображать море в момент напряжения, передать феерический лунный блеск, отыскать в природе место своеобразное, уединённое.

Эти черты не случайны для творчества И. Айвазовского - ученика профессора Воробьёва. Воспитавший целую плеяду русских художников-пейзажистов, М. Н. Воробьёв с особым вниманием относился в молодому Айвазовскому. Черты романтизма, характеризующие пейзажи Воробьёва, нашли горячий отклик в творчестве молодого Айвазовского. Айвазовский, родившийся в городе на берегу моря, именно так и представлял себе природу, вечно в бурном движении, озарённую то ярким солнечным светом, то освещённую серебром лунного сияния.

В картине "Берег моря ночью" (1837) заметно влияние искусства М. Н. Воробьёва на И. Айвазовского. Несмотря на явную зависимость этой картины от творчества Воробьёва, она знаменательна тем, что уровень её мастерства не уступает обычным для творчества И. Айвазовского работам. Между тем, это первая попытка молодого художника написать бурное море по памяти.

  

Айвазовский, Берег моря ночью, 1837
Берег моря ночью, 1837

Картина «Берег моря ночью» (1837) была исполнена Айвазовским в период его обучения в Академии художеств. Мастерски написаны серебристо-синее небо с низко мчащимися тучами, взволнованное золотисто-зеленое море, накренившиеся под порывами ветра корабли. Хорошо передана игра лунного света на волнах. В романтизации живописных образов, в стремлении передать необычное состояние природы ощутимо влияние на Айвазовского его учителя профессора М. Н. Воробьева.

  

Картина "Ялта" (1838) изображает маленький приморский городок, каким была Ялта в те годы. И. Айвазовский изобразил её со стороны моря. Последние лучи Солнца озаряют будничную картину - жители вышли под вечер на берег, наблюдают за шлюпкой, которая спешит пристать к берегу; никто не позирует художнику, почти все повёрнуты к нему спиной. И самое море только ещё начинает волноваться. Также незатейливо и любовно, но с большим мастерством, изображал природу замечательный русский мастер Сильвестр Щедрин, которого любил И. Айвазовский, копировал его картины, стремился также, как Щедрин, правдиво передать природу. С. Щедрин был художником тихого моря. Высокое мастерство, поэтичная передача природы поставили его в ряд самых больших мастеров русского пейзажа. Всё это живо чувствовал И. Айвазовский, и, когда принялся писать "Ялту" с натуры, внёс в неё черты, которые он сам в последствии предельно развил.

  
Айвазовский, Ялта, 1838
Ялта, 1838

После окончания Академии; в период пребывания в Крыму, Айвазовским была написана картина «Ялта» (1838). Последние отблески догорающей зари осветили маленький приморский город, фигуры рыбаков на берегу. Покачиваются на волнах небольшие лодки, парусные шхуны. В этом произведении молодой художник сумел передать своеобразие и красоту данного уголка природы; при этом он не ищет сложного сюжета с тщательно продуманной композицией, а стремится извлечь богатство мелодии из незатейливого мотива, подобно тому, как великий музыкант извлекает ее из самого простого инструмента. Эта картина по цветовому и композиционному решению очень близка к работам Сильвестра Щедрина, чьи произведения оказали значительное влияние на раннее творчество мариниста.

  

В годы раннего творчества И. Айвазовский занимался не только подражанием своим любимым учителям, но и стремился к самостоятельности, что особенно чувствуется в картине "Старая Феодосия" (1839). В тихой бухте лежит Феодосия. Полный штиль на море. С невысокого холма показал художник родной городок, словно желал придать ему больше величественности: старыми башнями подчеркнул он древность Феодосии, красиво заключил подковой земли Феодосийский залив.

--

Море И. Айвазовский изобразил вдали. Передний план - косогор, на пригорке, задумавшись, сидит старик. Лёгкие облака на небе, с большим старанием выписано дерево, птички на голубом небе. Всё выполнено с натуры, очень правдоподобно, но робко. Эта робость не случайна, неслучайно море отошло на задний план и так тщательно проработан сухопутный пейзаж. Морская живопись в те годы занимала небольшое место в русской живописи, тогда как сухопутные пейзаж уже имел таких мастеров, как художники: Ф. Матвеев, Ф. Алексеев, М. Воробьёв. В начале 19-го века, в Феодосии побывали художники Матвеев, братья Чернецовы, они также написали картины, изображающие Феодосию, но их более интересовали черты древнего города. В картине И. Айвазовского можно разглядеть те домики, в которых жили современники И. Айвазовского. В одном из таких домиков и родился будущий художник моря.

  
Айвазовский, Старая Феодосия, 1839
Старая Феодосия, 1839

На полотне «Старая Феодосия» (1839) город изображен таким, каким он был в то время, и с того места, откуда его еще никто не писал. На первом плане — дорога с идущими по ней людьми, вдали спускаются к заливу домики Феодосии. В картине еще нет зрелого мастерства, присущего более поздним работам мариниста, зато ощущаются искренность, тонкий лиризм, поиск своего живописного языка.

Эта картина написана в 1839 году, а через год И. Айвазовский, уже окончивший Петербургскую Академию художеств, отправился в итальянскую командировку. Он уезжает, твёрдо помня наставления учителей, учиться у природы и знакомиться с классическим искусством старых мастеров.

1830-е годы

на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную


Поиск по сайту


Иван Айвазовский: коротко о главном

История галереи Айвазовского

Экспозиция картинной галереи

Дом сестры художника

Биография И. К. Айвазовского

Искусствоведение: обзоры и критика

Живописное творчество художника

Ученики и современники мастера




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.