|
Константин Федорович Богаевский |
|
|
Кажется, что произведения Богаевского озарены радостью. Богаевский, пожалуй, единственный из живописцев, кто выдвинул и реализовал концепцию идеального пейзажа, которую он пытался трансформировать в условиях искусства начала XX века. В 1930-х годах эта концепция получила у него отчетливое пластическое воплощение. Она видоизменялась и развивалась в пейзажах конца 1930-х-начала 1940-х годов («Планерская бухта», «Скала «Чертов палец» и другие»). Эта же концепция нашла классическое выражение в картине «Вечер у моря» (1941).
--
Наиболее сильной стороной творчества художника было его композиционное мастерство. Он «строил» пейзажи, глубоко изучая натуру; отталкиваясь от нее, добивался в своих работах удивительной четкости, ясности, пространственности. Интересно и цветовое решение произведений Богаевского. Как правило, колорит его исторических пейзажей сдержан, в нем преобладают сочетания коричневого, зеленого, бурого, сине-серого. Так написан «Пейзаж с пирамидами» (1941), где изображен безмолвный, безлюдный город с громадами пирамид на фоне светлого неба.
|
|
Призрачным зеленоватым светом залиты скалы в «Горном пейзаже», одной из последних работ художника. В этой незаконченной картине изображение темных обрывистых гор прекрасно сочетается с сине-зеленым небом, выразительные, динамичные облака очертаниями напоминают летящую птицу. Торжественная ясность, цельность отличают картину «Старая гавань» (1941) с ее замкнутой темно-коричневыми горами тихой бухтой, небольшими парусными шхунами у берега. Великая Отечественная война оборвала жизнь художника.
Творческий путь великого художника ХХ века прервался неожиданно. 17 февраля 1943 года К. Ф. Богаевский трагически погиб от разрыва снаряда, попав под бомбежку в г. Феодосии. Творческое наследие великого мастера по сей день продолжает удивлять своей монументальностью, масштабностью, неординарностью видения мира.
Знакомство с его творчеством никого не оставляет равнодушным, дает возможность по новому взглянуть на привычные пейзажи, переоценить свое отношение к жизни и окружающему нас миру. Живописные произведения, представленные в экспозиции, характеризуют К. Ф. Богаевского как большого мастера исторического пейзажа, остро чувствовавшего суровую красоту Восточного Крыма — земли, которую он воплощал в художественных образах в течение всей своей жизни.
Искусство Константина Федоровича Богаевского – явление сложное, самобытное и своеобразное, отражающее его философские взгляды, построенное на глубоком знании истории, тонком понимании природы и безграничной любви к Крыму и Феодосии, где он родился и прожил всю жизнь. Творчество замечательного русского художника, признанного мастера исторического пейзажа К. Ф. Богаевского получило широкую известность как в России, так и за ее пределами еще в дореволюционные годы. Его произведения хранятся во многих крупнейших музеях мира.
В собрании Национальной картинной галереи им И. Айвазовского в Феодосии коллекция работ Богаевского – одна из самых многочисленных. Она насчитывает 504 единицы хранения (42 - живопись, 462 - графика) и отражает все периоды его творчества. Многие произведения были переданы в галерею самим автором, а после смерти художника его вдовой Жозефиной Густавовной. Это самая большая в мире коллекция произведений художника. В 1990-х годах был создан мемориальный уголок К. Ф. Богаевского, где представлены личные вещи художника и его семьи: диван и стул из мастерской К. Ф. Богаевского, столик для рукоделия Ж. Г. Богаевской, жены художника, в шкафах – книги из библиотеки К. Ф. Богаевского и фарфор, принадлежавший семье художника.
01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную
Поиск по сайту |
|