|
|
Киммерийская школа живописи"Киммерию" - древнее название юго-восточного Крыма Море - колыбель жизни. Оно всегда было рядом с человеком. И сколько не ломай голову над загадкой привлекательности моря, оно останется вовеки не разгаданной. Из моря явились к людям их боги. Море живет в древних мифах и легендах, в современных стихах и песнях. О море пишут научные труды, и к нему рвутся отдохнуть от будней жизни те, кто живет далеко от него. Тысячи лет тому назад появилось море в изобразительном искусстве, сначала в декоративно-прикладном. Это и изображения морских обитателей, и стилизованные изображения морских волн. Ими украшены вазы и блюда, одеяния царей и жрецов, и просто полы во дворцах и храмах. По этим волнам плывут корабли. Очень часто они изображены на чашах для вина. Поэты звали морские волны виноцветными, а вино в чаше напоминало им колыхание волн. Мода властвует и в искусстве. Морская тематика не всегда была в чести, но в том или в ином виде художники использовали этот образ в разные эпохи. Когда мир для европейцев стал шире, благодаря развитию мореходства, вошел в моду и морской пейзаж. Но это не было кратковременным увлечением. В XVII веке вся Европа была знакома с голландскими маринами. Гравюры с этих работ путешествовали по городам и странам, заставляя молодых людей в далеких от моря городах мечтать о морских путешествиях!
Шли века, и все менялось: краски, манера живописи, эстетические воззрения. У каждого времени была своя главная тема, но снова и снова обращались художники к морю. Иногда это был образ стихии, вольной и непокорной, сила, сметающая все природа. А другим море рисовалось мягким, добрым, способным лечить душу человека. Кто-то относился к нему с мистическим чувством, как к хранилищу тайн, а для кого-то море было повседневностью и давало заработать людям. Каждый создавал свое море. Мастера морского пейзажа были в Голландии, во Франции, в Англии, а в XIX веке к нему обратились и в России. -- Для художников Феодосии эта тема будет вечной. У каждого города есть точка, от которой он строится: это может быть собор или крепость, перекресток большой дороги или торговая площадь. А для Феодосии это - порт. Именно этот оживленный порт под сенью старинных башен, когда-то грозен, вызывал восхищение путешественников в 17 - 18 веках. Они видели в нем силу и славу города. А несколько позже сентиментальные, наученные искать в природе «живописного», туристы нового века надолго забыли о Феодосии. Но в Феодосии родился и жил тот, чье имя - Иван Константинович Айвазовский. Это он снова напомнил миру о своем родном городе и заставил мир любоваться неброской и совершенно особой красотой восточного Крыма. Вслед за ним появилось новое поколение Феодосийских художников-маринистов. Широко известен в мире младший современник и первый ученик Айвазовского Лев Феликсович Лагорио. Он был талантливым художником - пейзажистом, создал около 1000 произведений, продуманных по композиции, изысканных по колориту, поэтичных по построению. Природа Крыма занимала в его творчестве значительное место. Учеником Айвазовского был и Адольф Иванович Фесслер. Он родился в Богемии, но начал учиться в Феодосии у Айвазовского и после окончания Московского училища живописи и ваяния навсегда вернулся в этот город. Фесслер прославился как копиист работ Айвазовского, но и авторские его работы несут в себе печать хорошего вкуса и говорят о большой любви к природе. Фесслер был первым учителем К. Ф. Богаевского, которого называют певцом Киммерии. «Киммерийская школа» возникла на рубеже XIX - XX веков. Это древнее название юго-восточного Крыма оживили и напомнили новым смыслом К. Ф. Богаевский и М. А. Волошин. Их произведения, а также работы художников, живущих в Феодосии, в первой половине XX века, настоящее признание в любви родному краю. Важную роль в жизни большинства феодосийских художников сыграла школа - студия Н. С. Барсамова. Жизнь его была долгие годы связана с галереей Айвазовского. Много лет он был в ней директором. Но еще он был самобытным художником, автором первых монографий о крымских художниках, учителем молодых людей, которые продолжили и развивали традиции морского пейзажа. Среди учеников Николая Степановича Барсамова были В. Соколов, С. Мамчич, Н. Шорин. Особенно Барсамов отмечал В. Шепеля и П. Столяренко, говорил, что они щедро одарены природой и даже советовал Петру Столяренко не поступать ни в художественное училище, ни в ВУЗ, беречь свою индивидуальность. Петр Кузьмич Столяренко, ныне художник, известный не только на родине, но и далеко за ее пределами. А работами Соколова, Мамчича, Шорина можно сейчас полюбоваться в залах картинной галереи. Из стен студии Барсамова вышли в большой мир интересные и самобытные художники. Они сумели пробудить, угасший было интерес к морскому пейзажу.
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную |
|
|