----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Картинная галерея Айвазовского


Киммерийская школа живописи

"Киммерию" - древнее название юго-восточного Крыма Море - колыбель жизни. Оно всегда было рядом с человеком. И сколько не ломай голову над загадкой привлекательности моря, оно останется вовеки не разгаданной. Из моря явились к людям их боги. Море живет в древних мифах и легендах, в современных стихах и песнях. О море пишут научные труды, и к нему рвутся отдохнуть от будней жизни те, кто живет далеко от него.

Тысячи лет тому назад появилось море в изобразительном искусстве, сначала в декоративно-прикладном. Это и изображения морских обитателей, и стилизованные изображения морских волн. Ими украшены вазы и блюда, одеяния царей и жрецов, и просто полы во дворцах и храмах. По этим волнам плывут корабли. Очень часто они изображены на чашах для вина. Поэты звали морские волны виноцветными, а вино в чаше напоминало им колыхание волн.

Мода властвует и в искусстве. Морская тематика не всегда была в чести, но в том или в ином виде художники использовали этот образ в разные эпохи. Когда мир для европейцев стал шире, благодаря развитию мореходства, вошел в моду и морской пейзаж. Но это не было кратковременным увлечением. В XVII веке вся Европа была знакома с голландскими маринами. Гравюры с этих работ путешествовали по городам и странам, заставляя молодых людей в далеких от моря городах мечтать о морских путешествиях!

Тавроскифия 1937 холст масло Богаевский К. Ф. (1872 - 1943) Феодосийская картинная галерея
К. Ф. Богаевский. Тавроскифия, 1937

Шли века, и все менялось: краски, манера живописи, эстетические воззрения. У каждого времени была своя главная тема, но снова и снова обращались художники к морю. Иногда это был образ стихии, вольной и непокорной, сила, сметающая все природа. А другим море рисовалось мягким, добрым, способным лечить душу человека. Кто-то относился к нему с мистическим чувством, как к хранилищу тайн, а для кого-то море было повседневностью и давало заработать людям. Каждый создавал свое море. Мастера морского пейзажа были в Голландии, во Франции, в Англии, а в XIX веке к нему обратились и в России.

--

Для художников Феодосии эта тема будет вечной. У каждого города есть точка, от которой он строится: это может быть собор или крепость, перекресток большой дороги или торговая площадь. А для Феодосии это - порт. Именно этот оживленный порт под сенью старинных башен, когда-то грозен, вызывал восхищение путешественников в 17 - 18 веках. Они видели в нем силу и славу города. А несколько позже сентиментальные, наученные искать в природе «живописного», туристы нового века надолго забыли о Феодосии.

Но в Феодосии родился и жил тот, чье имя - Иван Константинович Айвазовский. Это он снова напомнил миру о своем родном городе и заставил мир любоваться неброской и совершенно особой красотой восточного Крыма. Вслед за ним появилось новое поколение Феодосийских художников-маринистов.

Широко известен в мире младший современник и первый ученик Айвазовского Лев Феликсович Лагорио. Он был талантливым художником - пейзажистом, создал около 1000 произведений, продуманных по композиции, изысканных по колориту, поэтичных по построению. Природа Крыма занимала в его творчестве значительное место.

Учеником Айвазовского был и Адольф Иванович Фесслер. Он родился в Богемии, но начал учиться в Феодосии у Айвазовского и после окончания Московского училища живописи и ваяния навсегда вернулся в этот город. Фесслер прославился как копиист работ Айвазовского, но и авторские его работы несут в себе печать хорошего вкуса и говорят о большой любви к природе. Фесслер был первым учителем К. Ф. Богаевского, которого называют певцом Киммерии.

«Киммерийская школа» возникла на рубеже XIX - XX веков. Это древнее название юго-восточного Крыма оживили и напомнили новым смыслом К. Ф. Богаевский и М. А. Волошин. Их произведения, а также работы художников, живущих в Феодосии, в первой половине XX века, настоящее признание в любви родному краю.

Важную роль в жизни большинства феодосийских художников сыграла школа - студия Н. С. Барсамова. Жизнь его была долгие годы связана с галереей Айвазовского. Много лет он был в ней директором. Но еще он был самобытным художником, автором первых монографий о крымских художниках, учителем молодых людей, которые продолжили и развивали традиции морского пейзажа.

Среди учеников Николая Степановича Барсамова были В. Соколов, С. Мамчич, Н. Шорин. Особенно Барсамов отмечал В. Шепеля и П. Столяренко, говорил, что они щедро одарены природой и даже советовал Петру Столяренко не поступать ни в художественное училище, ни в ВУЗ, беречь свою индивидуальность.

Петр Кузьмич Столяренко, ныне художник, известный не только на родине, но и далеко за ее пределами. А работами Соколова, Мамчича, Шорина можно сейчас полюбоваться в залах картинной галереи. Из стен студии Барсамова вышли в большой мир интересные и самобытные художники. Они сумели пробудить, угасший было интерес к морскому пейзажу.

Богаевский, Горный пейзаж, 1940
К. Ф. Богаевский
Горный пейзаж, 1940

Богаевский, Романтический пейзаж. Солнце, 1938
К. Ф. Богаевский
Романтический пейзаж. Солнце, 1938

на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную


Поиск по сайту


Иван Айвазовский: коротко о главном

История галереи Айвазовского

Экспозиция картинной галереи

Дом сестры художника

Биография И. К. Айвазовского

Искусствоведение: обзоры и критика

Живописное творчество художника

Ученики и современники мастера




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.