|
Биография И. К. Айвазовского |
|
Айвазовский был близок со многими передвижниками. Гуманистическое содержание его искусства и блестящее мастерство высоко ценили Крамской, Репин, Стасов и Третьяков. Во взглядах на общественное значение искусства у Айвазовского и передвижников было много общего.
Задолго до организации передвижных выставок Айвазовский стал устраивать выставки своих картин в Петербурге, Москве, а также во многих больших городах дореволюционной России. В 1800 году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею.
В 1881 г. И. К. Айвазовский был избран почетным гражданином города Феодосии. Всемирно известный художник, высокообразованный человек, И. К. Айвазовский охотно делился с молодыми своим богатым опытом и мастерством. Он хлопотал о создании в Феодосии художественной школы под покровительством Петербургской Академии художеств.
В своей феодосийской мастерской он обучал живописи талантливых ребят, приезжавших сюда со всей округи. Ученики И. К. Айвазовского продолжили дело маэстро. Наиболее талантливыми из них были А. И. Фесслер, М. А. Алисов, Э. Я. Магдесян. В том же году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров (Ван Дейк, Рембрандт, Брейгель, Айвазовский, Жером).
В 1881 году Айвазовский написал одно из наиболее значительных произведений — картину «Черное море». Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, надвигаются на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Недаром Крамской писал об этом произведении: «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой, потенциальной мощи ее.
--
Не один раз об Айвазовском писал Стасов. Со многим он не соглашался в его творчестве. Особенно яростно восставал он против импровизационного метода Айвазовского, против легкости и быстроты, с какой художник создавал свои картины. И все же когда надо было дать общую, объективную оценку искусству Айвазовского, он написал: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами».
В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех. Вторая жена художника Анна Никитична Саркизова. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее Феодосии хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.
01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18
Кораблекрушение, 1876 (см. слева) | |
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского
Буря у скалистых берегов, 1875 | Буря на море, 1880 |
Примечание: данные полотна не относятся к собранию картинной галереи им. И. К. Айвазовского в Феодосии и приведены исключительно в качестве иллюстрации. |
Поиск по сайту |
|