----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Картинная галерея Айвазовского


Биография И. К. Айвазовского
1883-1892

01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18

В середине XIX века в искусстве России на смену романтизму приходит реализм, стиль с иными социально-культурными ориентирами и иной концепцией восприятия природы. И. К. Айвазовский был одним из немногих художников, сохранивших преданность идеалам романтизма до конца своей жизни, то есть до конца XIX века. Однако начиная с 80-х годов и его искусство претерпевает некоторые изменения.

Колорит его картин утрачивает былую яркость и контрастность, обретая множество более тонких нюансов прекрасно сгармонированных серых, голубых и бирюзовых тонов. Его произведения становятся более реалистичными по форме, но сохраняют все ту же романтически-приподнятую трактовку природы и представление о самоценности пейзажного мотива как такового.

В 1888 году И. К. Айвазовский принял участие в реконструкции одного из древнейших памятников армянской архитектуры Феодосии – церкви Св. Саркиса. Об этом свидетельствует надпись на мраморной доске на стене внутри храма: "Храм Св. Саркиса восстановлен из руин с божественным усилием в 1888 г. усердием и старанием верховного архимандрита Хорена Степане, которому содействовал художник Айвазовский, армянской национальности, даровавший великолепные картины благочестивому армянскому народу Феодосии". И это не единственный подобный факт в богатой событиями жизни И. К. Айвазовского.

В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели.

Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.

В 1890 году состоялась последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдульхамидом II орденом Меджидие I степени.

Вся жизнь Айвазовского была посвящена искусству. Его творческий путь — это непрерывный процесс совершенствования живописного мастерства. Вместе с тем нельзя не отметить, что именно на последнее десятилетие падает основное количество неудачных работ Айвазовского. Это объяснимо и возрастом художника, и тем, что как раз в это время он начал работать в не свойственных его дарованию жанрах — портрете и бытовой живописи. Хотя и среди этой группы произведений есть вещи, в которых видна рука большого мастера.

Взять, например, небольшую картину Свадьба на Украине (1891). На фоне пейзажа изображена веселая деревенская свадьба. У хаты, крытой соломой, идет гулянье. Толпа гостей, молодые и музыканты,— все высыпали на воздух. И здесь, в тени больших развесистых деревьев, под звуки нехитрого оркестра продолжается пляска. Вся эта пестрая масса людей очень удачно вписана в пейзаж — широкий, ясный, с прекрасно изображенным высоким облачным небом. Трудно поверить, что картину создал художник-маринист, настолько вся жанровая часть ее изображена легко и просто.

В последние два десятилетия своей жизни художник часто работал над холстами большого размера, создавая такие великолепные произведения как Прибой у крымских берегов 1892 г., Корабль "Мария во время шторма" 1892 г., "Остров Иския близ Неаполя" 1892 г., аллегорическое панорамное полотно От штиля к урагану 1895 г. и настоящий шедевр феодосийского собрания Среди волн 1898 г. Величественное и восторженное изображение стихии было создано 80-летним живописцем на огромном холсте площадью почти в 12 кв.м за 10 дней.

До глубокой старости, до последних дней жизни Айвазовский был полон новых замыслов, волновавших его так, будто это был не 80-летний многоопытный мастер, написавший свыше шести тысяч картин, а молодой, начинающий художник, только вставший на путь искусства. Для живой, деятельной натуры художника и сохранившейся непритупленности чувств характерен его ответ на вопрос одного из друзей, какую из всех написанных картин сам мастер считает лучшей. «Ту,— не задумываясь, ответил Айвазовский, что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать...».

--

В его переписке последних лет есть строки, говорящие о глубоком волнении, сопутствовавшем его труду. В конце одного большого делового письма в 1894 году имеются такие слова: «Простите, что пишу на кусочках (бумаги). Пишу большую картину и ужасно озабочен». В другом письме (1899): «Я очень много в этом году написал. 82 года заставляют меня спешить...» Он был в том возрасте, когда ясно сознавал, что время его истекает, но он продолжал работать со все возрастающей энергией.

01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18

  

И. Айвазовский Во время жатвы на Украине, 1883
Во время жатвы на Украине, 1883

Айвазовский, Корабль "Мария" во время шторма, 1892
Корабль "Мария" во время шторма, 1892

  

Айвазовский, Свадьба на Украине, 1892
Свадьба на Украине, 1892

Айвазовский, Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями, 1892
Бриг Меркурий, атакованный
двумя турецкими кораблями, 1892

  

на верх страницы::картинная галерея Айвазовского


Поиск по сайту


Иван Айвазовский: коротко о главном

История галереи Айвазовского

Экспозиция картинной галереи

Дом сестры художника

Биография И. К. Айвазовского

Искусствоведение: обзоры и критика

Живописное творчество художника

Ученики и современники мастера




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.