----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Картинная галерея Айвазовского


Биография И. К. Айвазовского
1817-1828

01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18

XIX в. часто зовут "золотым веком" русского искусства, подарившего выдающихся художников, скульпторов, архитекторов, писателей, поэтов, музыкантов. Одним из них был Иван Константинович Айвазовский. Романтик, остро чувствующий красоту и величие моря, умеющий передать его характер в ярких живописных образах, – таков выдающийся русский художник Иван Константинович Айвазовский.

И. К. Айвазовский, фото конца 19-го века
И. К. Айвазовский, фото конца 19-го века

Ивана Константиновича Айвазовского называют поэтом морской стихии: основное место в его творческом наследии занимает изображение моря.

Созданные им картины по глубине содержания и эмоциональной насыщенности во многом созвучны выдающимся поэтическим и музыкальным произведениям XIX столетия.

Море всегда имело притягательную силу для художника. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не попытался бы изобразить его. Одни писали эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах.

Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи. Он прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими образами.

17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у купца Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна».

Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, бросающих более подробный свет на происхождение Айвазовского, не сохранилось.

Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский». Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в Феодосию. Он знал несколько языков.

Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой — по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант — солдатом.

--

После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского. После переселения в Феодосию Константин Григорьевич Гайвазовский (1771—1841) женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына — Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве — Габриэл). Первоначально торговые дела Гайвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

С террасы родного дома, увитой виноградной лозой, открывалась широкая панорама на плавную дугу феодосийского залива, северокрымские степи с древними курганами, вдоль берега лежало кольцо хорошо сохранившихся старинных крепостных стен и башен с бойницами. Здесь смолоду будущий художник научился распознавать в черепках старинной посуды, обомшелых архитектурных обломках и позеленевших монетах черты давно отшумевшей, полной грозными событиями жизни.

К сожалению, уже нет в городе легенды о мальчике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки. В возрасте 8 лет будущий художник стал посещать школу при армянской церкви Св. Саркиса, где узнал общие сведения по истории и культуре родного народа, о выдающихся деятелях прошлого. Он нежно любил свою семью, особенно выделяя среди остальных своего старшего брата Габриэла. С детства И. К. Айвазовский рисовал, играл на скрипке. Первым обратил внимание на рисунки городской архитектор Кох.

Правда, существует иная история...

Все началось, как в романах, с невероятного счастливого случая. Старая Феодосия. Бедный армянский мальчик Ованес Гайвазян рисует углем корабль на фонарном столбе, а мимо проезжает градоначальник. Предвидя гневную реакцию чиновника, мальчик дает стрекача, — а господин Казначеев, остановившись перед испорченным столбом, приходит в восхищение и принимается расспрашивать других сорванцов: «Чье дитя так рисует?»…

Отец мальчика, Константин Гайвазовский (Гайвазян) был негоциантом и старостой феодосийского рынка, но к описываемому времени его дела серьезно пошатнулись, и семья едва сводила концы с концами. Мать, Репсиме, слыла искусной вышивальщицей. Подрастал старший брат, Габриэл (Гавриил): этот бедный армянский мальчик станет священником, знаменитым ученым и просветителем, займет пост директора Армянской коллегии в Париже и вернется на родину в сане архимандрита.

01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18

на верх страницы::картинная галерея Айвазовского


Поиск по сайту


Иван Айвазовский: коротко о главном

История галереи Айвазовского

Экспозиция картинной галереи

Дом сестры художника

Биография И. К. Айвазовского

Искусствоведение: обзоры и критика

Живописное творчество художника

Ученики и современники мастера




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.