|
|
Картины Ивана Айвазовского |
И. Айвазовский был не только инициатором проекта железной дороги, но ему пришлось также отстаивать эту идею, так как местные власти считали данный проект "затеей художника". Стоит только вспомнить, как много личной энергии вложил И. Айвазовский в это дело, с какой юношеской страстностью пишет он статьи в газеты, всячески доказывая преимущество незамерзающего порта в Феодосии, чтобы понять художника-гражданина. Постройка железной дороги и порта ввели Феодосию в ряд городов, которые получили возможность роста и развития и вместе с тем лишили её своеобразия. Приморскую часть в районе порта пришлось засыпать для возведения железнодорожной насыпи и море отодвинулось дальше от города. | |
Первый поезд в Феодосии, 1892 | Ночь. Лунный свет чуть мерцает на зыби моря, освещает порт с кораблями, полотно железной дороги. Первый поезд уходит из Феодосии. |
В творчестве И. Айвазовского нашли отклик также героические события Крымской войны и её Севастопольской эпопеи. Об этом полотно "Малахов курган". Опускается Солнце. Севастопольская бухта тонет во мгле. Последние лучи Солнца чуть золотят даль, освещают фигуры двух стариков - воинов. Это ветераны Севастопольской обороны пришли на Малахов курган поклониться праху своего командира. На обороте этой картины рукой И. Айвазовского написано: "Это место, где был ранен В. А. Корнилов. Айвазовский. 1893 год". Вице-адмирал В. А. Конилов и адмирал П. С. Нахимов были вдохновителями и организаторами сухопутной обороны Севастополя, продолжавшейся 349 дней. С именем П. С. Нахимова тесно связаны воспоминания И. Айвазовского о днях его молодости, когда он только начинал знакомство с русским флотом и замечательными флотоводцами. Так, картина "Малахов курган" относится к событиям его молодости, когда он был приглашён П. С. Нахимовым принять участие в манёврах военного флота. | |
Малахов курган, 1893 | Памяти одного из вдохновителей и организаторов сухопутной обороны Севастополя 1854—1855 годов В. А. Корнилова посвящена картина «Малахов курган» (1893). На переднем плане изображены фигуры ветеранов Севастопольской обороны, пришедших поклониться священному для них месту, где был смертельно ранен адмирал. Голубоватыми сумерками окутаны город и бухта, лучи заводящего солнца осветили Малахов курган. |
Где бы ни путешествовал художник, какую бы страну не посещал, в природе каждой он искал самые величественные зрелища. В 1892 годв И. Айвазовский едет в Америку; он пробыл там 2 месяца и самое сильное впечатление оставляте у него Ниагарский водопад. В самом деле, зрелище это величественно, с высоты 50 метров низвергаются огромные массы воды, недаром Ниагара в переводе на русский язык значит "грохочущая". -- Огромный столб водяной пыли. Писать с натуры такое зрелище, конечно, нельзя, да, собственно, для И. Айвазовского в этом и не было никакой нужды, ведь он, обычно, писал свои картины по памяти. Большую помощь в создании этого полотно оказали художнику рисунки, которые он делал в своём путешествии. Не следует забывать, что И. Айвазовский был талантливым графиком, работавшим на бумаге простым карандашом, иногда подкрашивая детали эскизов мелом. На полотне с высокого уступа низвергаются каскады воды, в которых преломилась радуга. Маленький катерок снуёт у самого водопада. Размеры судна и, особенно, фигуры людей на скале подчёркивают величину водопада. Интересно отметить розовые пятна на скале. Это Солнце кое-где осветило землю и оживило несколько однообразный, пригашенный по цвету пейзаж. | |
Ниагарский водопад, 1893 | После поездки в Америку Айвазовский написал картину «Ниагарский водопад» (1893). С безудержной силой низвергается с высокого скального уступа огромная лавина воды. Стремясь дать зрителю возможность сразу охватить взором весь пейзаж, художник не останавливается на подробностях, строит композицию полотна свободно и широко. Маленькие фигурки людей на вершине скалы и катер на озере усиливают впечатление грандиозности зрелища. Картина написана обобщенно, в манере, характерной для последних лет творчества Айвазовского. Матовая, не покрытая лаком поверхность живописного слоя настолько тонка, что выявляет структуру холста. |
начало::02::03::04::окончание
1890-е годы
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную
Поиск по сайту |
|