----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Картинная галерея Айвазовского


Константин Федорович Богаевский
(1935-1937)

01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11

Экспонируются в галерее и выполненные акварелью индустриальные пейзажи К. Ф. Богаевского, созданные в 30-е годы. Художник побывал во многих индустриальных центрах страны: на Днепрострое, Донбассе, на нефтяных промыслах Баку, на заводе «Азовсталь» в Мариуполе.

Его захватили масштабы социалистических строек, трудовой энтузиазм людей. «Здесь меня поразил размах строительства, — писал он, — поразило то мастерство, с каким люди нашей страны овладевают природой, и я попробовал писать индустриальные пейзажи... Мне представилось все это как целая симфония — заводы, покрывающие нашу землю и делающие ее богатой и независимой...».

Первые индустриальные пейзажи К. Ф. Богаевского посвящены Днепрострою. Они отличаются реализмом изображения, но это не документальная, бесстрастная фиксация увиденного. Художник стремится выразить мощь и размах социалистического строительства в годы первых пятилеток, пафос напряженного труда в преображенной стране.

Находящийся в экспозиции галереи акварельный эскиз «Стройка плотины Днепрогэса» (30-е гг.) представляет собой панорамное изображение гигантского строительства. В центре картины — уже почти готовая Днепровская плотина с подъемными кранами, разнообразными сооружениями, подъездными путями. Гармоничен и строг ее колорит: преобладают сдержанные серые тона в сочетании с бледными охристо-желтыми, голубовато-лиловыми.

К. Богаевский, Днепрострой, 1931
Днепрострой, 1931

Цикл индустриальных пейзажей К. Ф. Богаевского стал заметным явлением советской живописи 30-х годов. Они получили высокую оценку на выставках «Художники РСФСР за 15 лет» (1932), «Донбасс в живописи» (1935), «Индустрия социализма» (1939). Свидетельством признания таланта и мастерства художника было присвоение ему в 1933 году звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Индустриальные композиции Богаевского стали в ряд лучших произведений советского изобразительного искусства эпохи строительства социализма.

Высокую оценку индустриальным композициям Днепростроя, созданным К. Ф. Богаевским, дал литературовед С. В. Шервинский. «Ваши Днепрострои превосходны, — писал он художнику. — Правда, странно как-то видеть Вашу живопись в сочетании с этими новыми темами, но тема Вам подчинилась; думаю, что Вы и сами чувствуете, что это удача. Любопытно, до чего они живописно претворены, а вместе с тем не оторваны от технической реальности».

Индустриальные пейзажи, в которых изображены бакинские нефтяные промыслы, отличаются свободой исполнения, композиционным и колористическим мастерством. Неотъемлемым элементом работ этого цикла являются вертикали нефтяных вышек. Они отчетливо «читаются» на фоне знойного безоблачного неба, раскаленных, обесцвеченных солнцем холмов. В экспозиции представлен акварельный эскиз «Биби-Эйбат» (1938). Многочисленные нефтяные вышки, изображенные в нем, дают возможность оценить значительность дел человека, которому покоряется природа. Созданное человеком «возвеличено», природа отступила на второй план, стала лишь фоном для показа лаконичных и выразительных конструкций.

Художник очень увлекся неожиданно открывшимися возможностями для творчества и осенью 1930 года написал несколько эскизов, а зимой написал по ним картины маслом и отправил на выставку в Москву. Но к сожалению, его “города будущего” не произвели желаемого впечатления. К.Ф.Богаевский сам был разочарован результатом и впоследствии так говорил об этом: “Ну, какие это города будущего, - они больше похожи на какие-то древние мексиканские города”. В них действительно не было новизны архитектурных форм, которые хотелось увидеть мечтающим архитекторам. И все же индустриальная тема заняла достойное место в его творчестве и по достоинству оценена в художественных кругах. В 1933 году К.Ф.Богаевскому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

--

Среди графических произведений Богаевского много натурных зарисовок деревьев. Он рисовал и писал деревья, лишенные листвы, с сухими, когтистыми лапами-ветвями, но чаще с пышными кронами, очень напоминающими формы деревьев в классических пейзажах Лоррена и Пуссена. Именно такие деревья изображены в серии «Деревья Баран-Эли» (1935).

Художник обычно писал свои акварели-картины на основе многочисленных этюдов, являвшихся результатом изучения натуры. Он долго и кропотливо работал в мастерской, добиваясь цельности образа, силы и глубины цвета, четкого композиционного решения. «Я понял, что даже самый прекрасный этюд, добросовестно и точно перенесенный на большой холст, будет беден, пуст и случаен, если в него не внесешь необходимых композиционных изменений», — писал Богаевский. ( Цит. по кн.: Мастера советского искусства о пейзаже. М., 1963, с. 95.)

Несколько особняком в творчестве художника стоят необычные для него подмосковные пейзажи, написанные в Тарусе. Живописная природа пленила К.Ф. Богаевского, и на его работах зазеленели поляны и поляны и луга, леса и рощи средней полосы России ("Зеленая поляна"). По приглашению своего друга А. В. Григорьева в летние месяцы 1936-1939 гг. К. Богаевский жил и работал в Тарусе - в этом замечательном уголке среднерусской природы. Он написал там много акварельных этюдов и сделал большое количество рисунков.

В Феодосии он сделал по ним цикл тарусских пейзажей, среди которых выделялись виды “заокских далей”. Они написаны у Богаевского в совершенно ином ключе, чем у многих других пейзажистов. Привычное для нас лирико-интимное звучание тарусских пейзажей сменилось в произведениях Богаевского обычными для него эпическими ритмами. Они сообщили заокским просторам непривычные черты монументальности.

Обращался Богаевский и к жанру натюрморта ("Глициния и пионы"). И все же ничто не могло заменить художнику пейзажей родного Крыма ("Планерная бухта", "Чертов палец"). "В своих композициях, - писал К. Ф. Богаевский, - я пытаюсь передать образ этой Земли – величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, с своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неиссякаемым источником".

01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11

на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную


Поиск по сайту


Иван Айвазовский: коротко о главном

История галереи Айвазовского

Экспозиция картинной галереи

Дом сестры художника

Биография И. К. Айвазовского

Искусствоведение: обзоры и критика

Живописное творчество художника

Ученики и современники мастера




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.