Картинная галерея Айвазовского |
Биография И. К. Айвазовского 1835-183901::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18 В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу, как пенсионеру Академии. В академический период творчество молодого художника было замечено его великими современниками А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, М. И. Глинкой, К. П. Брюлловым, личное знакомство с которыми не могло не сказаться на развитии и характере его искусства. Уже в самых ранних работах Айвазовского проявились его блестящие способности, умение пристально вглядываться в окружающее, почти феноменальная память, композиционный дар. В 1835 г. за «Этюд воздуха над морем» совет Академии присудил молодому художнику серебряную медаль второго достоинства. Шестилетний курс Академии художеств был окончен Айвазовским за четыре года (в 1837 г.) с золотой медалью первой степени, давшей ему право на бесплатную поездку за границу. Первая известная нам картина И. К. Айвазовского, посвященная флоту называется "Большой рейд в Кронштадте", она была представлена на Академической выставке в сентябре 1836 года. В марте следующего года распоряжением императора академиста причисляют к классу батальной живописи под руководством профессора Зауэрвейда, где он много и плодотворно работает. А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств, который постановил: «Как 1-ой ст. академист Гайвазовский удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которой сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования». Осенью молодой художник отправляется в Крым для совершенствования мастерства. Он много работает, в том числе и над картинами, связанными с флотом, о чем свидетельствует упоминаемое им среди прочих исполненных произведений "Вид Севастополя с военными судами". Готовясь к этой поездке, двадцатилетний художник весной 1838 г. отправился для совершенствования своего мастерства в Крым. Два года, проведенные здесь талантливым живописцем, оставили значительный след в его творческой биографии. Созданные им работы Ялта, Старая Феодосия, «Вид Керчи», «Лунная ночь в Гурзуфе» и другие просты по сюжету, поэтичны. Айвазовский сумел понять красоту крымской природы и воплотить ее в художественных образах. Весной 1839 года в Феодосию приезжает начальник Кавказского прибрежного округа русской армии генерал-лейтенант Николай Николаевич Раевский. Он приглашает И.К. Айвазовского понаблюдать за десантными операциями черноморской эскадры российского флота у побережья Мингрелии. Летом художник принимает участие еще двух десантных операциях у берегов Абхазии. Он не только непосредственный участник боевых действий, но и изображает их на своих картинах. Самое сильное впечатление на него произвело взятие селения Субаш и это событие сразу же становится сюжетом для его нового произведения. -- В том же походе художник знакомится с выдающимися русскими флотоводцами В. А. Корниловым и П. С. Нахимовым, В. Н. Истоминым. Смелость и отвага, проявленные Айвазовским в боевой обстановке, вызвали к художнику симпатии моряков и соответствующий отклик в Петербурге. Картины "Десант в Субаше" (1839) и "Вид Севастополя с военными кораблями" (1838) были по достоинству оценены в Петербурге. "Этими картинами, – пишет профессор Зауэрвейд, – Его Величество был очень доволен, хотя сделал некоторые замечания относительно воды. Государь обе картины взял себе". За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых были прекрасно исполненные вещи: «Лунная ночь в Гурзуфе», «Морской берег» и др. За границу Айвазовский поехал в 1840 году сложившимся мастером-маринистом. Успех и слава, сопутствовавшие ему во время командировки, были восприняты на родине как заслуженная дань его таланту и мастерству. 01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18 | | Берег моря ночью, 1837
| Старая Феодосия, 1839
| | |
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского |