----- на Главную -----

Как доехать? ---------

Феодосия -------------
---- природа юв крыма
----- история 2500 лет
-------- морские пляжи
----------- музеи города
------------- архитектура
--------------- памятники
------------ экскурсии
------ известные люди
---- схемы транспорта

Старый Крым ---------
------ в горной долине
------ 22 версии имени
------- долгая история
------------ экскурсии
----- комплекс музеев
-- монастырь сурб-хач

Коктебель ------------
--- природа предгорья
-------- вулкан кара-даг
---------- голубой залив
--------- пляжи посёлка
------------ экскурсии
--- история поселения
---- кириенко-волошин
-------- вина коктебеля

Орджоникидзе -------
------ красота пейзажа
----------- выбор пляжа
------------ экскурсии
----- элементы сервиса

Курортное ------------
Береговое ------------
Приморский ----------

Другой Крым ---------
----------- сурож-сугдея
------------ эски-кермен
----------------- эчки-даг

Топонимика ----------
Чёрное море ---------
Азовское море ------
Деревья Крыма -----
Легенды Крыма ------

Книжная полка ------

 

Картинная галерея Айвазовского


Картины Ивана Айвазовского
Феодосийская картинная галерея

1860-е годы ч.2

начало::окончание

Образ сильных, мужественных людей, отражает художник в картинах, где люди борются с разъярённой стихией, с грозовым девятым валом. Картину "Девятый вал" И. Айвазовский написал в самом расцвете своего творчества. Легенда, положенная в основу легенды о девятом вале, нашла свой отклик в русском искусстве. После восьми обычных волн, гласит легенда, поднимается над океаном самая страшная девятая волна, побороть которую может только сильный и смелый человек. Впервые, оптимистически прозвучала эта легенда в литературе у А. С. Пушкина, в живописи у И. Айвазовского. Картина "Девятый вал" находится в Русском музее. В феодосийском собрании можно познакомиться с картиной, чрезвычайно похожей по своему содержанию с картиной "Девятый вал", это полотно "Буря на Сверном море".

На Северном море И. Айвазовский, вероятно, никогда не бывал, но, конечно он слышал или читал, может быть, о подобном страшком кораблекрушении. В порыве страшного ветра мчатся облака, высоко поднимаются волны. Люди, уцелевшие после кораблекрушения, уцепившись за обломки мачт, протягивают руки к кораблю, который также борется со страшной бурей. С большой эмоциональностью и мастерством изображены маленькие фигурки нескольких смельчаков, среди которых мы можем разглядеть девушку, которая поддерживает отца, подающего сигнал. Этим художник как бы показывает, что не одна физическая сила помогает человеку в борьбе.

Интересно отметить, как красиво написана эта буря - высокое небо, быстро бегущие облака, широкие блики лунного света, даже обломок мачты изображён с таким мастерством, что хочется и его рассмотреть поближе. И. Айвазовский умел и любил писать всё, что сопровождало его картину, будь то обломок мачты или диск Луны, или трепещущий флаг, и уж, конечно, с совершенным мастерством - высокое небо, с быстро бегущими облаками, широко написанное отражение лунного света. Заметьте, что художник назвал эту картину не просто "Буря", а "Буря на Северном море", словно хотел подчеркнуть особый характер природы, с которой и бороться-то труднее, в которой нужна особая выносливость человека.

  
Айвазовский, Буря на Северном море, 1865
Буря на Северном море, 1865

Одно из наиболее эмоциональных и в то же время «немногословных» полотен в собрании галереи — картина «Буря на Северном море» (1865). В сюжетном, и композиционном отношении она близка к знаменитой картине «Девятый вал», однако отличается от нее сдержанным цветовым решением. Величественна красота разбушевавшегося моря, кажется плотной до черноты густая синева ночного неба. Художник стремится передать грозную силу и мощь стихии, с которой продолжают мужественно бороться потерпевшие катастрофу мореплаватели. Благодаря умело найденному композиционному решению зримо ощущаются высота ночного неба, беспредельность едва освещаемого луной штормового моря.

--

  
Айвазовский, Закат, 1866
Закат, 1866

Изображению яркого солнечного света И. Айвазовский придавал огромное значение. Он не боялся в своих картинах показывать световые эффекты. И. Айвазовский говорил, что в определённый момент солнечный свет преображает природу, обогащая её. Этот эффект длится мгновение, но его то и надо передать, чтобы почувствовать характер южной природы, как на полотне "На острове Крит".

Картина посвящена героической борьбе греческого народа против иноземных завоевателей, захватчиков - турок. Изображён момент прощания мирного населения острова Крит, покидающего родную землю, на которой должно произойти сражение. Русский корабль на рейде принимает женщин и детей от места, где повстанцы должны начать бой.

  
Россия помогала Греции в этой освободительной войне. Чрезвычайно правдиво передаёт И. Айвазовский последний момент отъезда: мать обнимает сына, мальчик ведёт за собой собаку, больную женщину несут на руках, старик сопротивляется отъезду, он хочет умереть на родной земле. Один за другим группами уходят жители острова Крит на шлюпку, которая отвезёт их на русский корабль. Все детали этой картины полны драматизма, сюжетно оправданы и перкрасно написаны. Сочетая глубокую тему с мастерством изображения природы, И. Айвазовский создал картину, которая и сейчас глубоко волнует зрителя.
  
Айвазовский, На острове Крит, 1867
На острове Крит, 1867

Благородной теме освободительной борьбы греческих повстанцев против турецких поработителей посвятил Айвазовский картину «Остров Крит» (1867). На ней запечатлен момент прощания повстанцев с мирным населением острова, которое на русском корабле, стоящем на рейде, будет переправлено в безопасное место (в этой освободительной войне греческого народа против Турции Россия выступала на стороне Греции). Драматическая сцена прощания женщин и стариков с повстанцами, остающимися на острове, чтобы продолжать борьбу, изображена художником на фоне прекрасной южной природы. Однако в сгущающихся над островом облаках, во всем тревожном колорите картины ощутимо чувство, созвучное настроению людей.

  
Айвазовский, Морской берег. Прощание, 1868Морской берег. Прощание, 1868

начало::окончание
1860-е годы

на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную


Поиск по сайту


Иван Айвазовский: коротко о главном

История галереи Айвазовского

Экспозиция картинной галереи

Дом сестры художника

Биография И. К. Айвазовского

Искусствоведение: обзоры и критика

Живописное творчество художника

Ученики и современники мастера




© КИММЕРИЯ, 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна).
Итоговая архивная версия портала не обновляется и обновления не планируются.