Картинная галерея Айвазовского |
Константин Федорович Богаевский (1928-1930)01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11 1920-е годы для К. Ф. Богаевского были насыщены многими событиями. Внимательное изучение натуры, искусства старых мастеров, упорный труд помогли Богаевскому освободиться от некоторой тяжеловесности и подражательности, проявившихся в первых его произведениях. Постепенно он находит собственные изобразительные средства, как нельзя лучше соответствующие основной теме его творчества. Способствовала этому и большая работа по фиксации исторических и архитектурных памятников Крыма, к которой художник был привлечен в начале 20-х годов: в течение нескольких лет он выполнял карандашные и акварельные этюды в Феодосии и ее окрестностях. Работа с натуры усилила в творчестве Богаевского реалистические черты, отточила его графическое и живописное мастерство, углубила содержательность образов. Старая гавань, 1931
Следующим увлечением художника стало творчество великих мастеров эпохи Возрождения и написание серии работ, стилизованных в духе Ренессанса: “Воспоминания о Монтенье”, Посвящение Монтенье”, “Гора Святого Георгия” и “Пейзаж с померанцами”. Картины К. Богаевского , часто отличавшиеся монументальностью, все больше напоминали панно и уже не умещались в рамках мастерской. Поэтому не удивительно, что в 1912 году Михаил Петрович Рябушинский заказывает Богаевскому четыре панно на тему “Романтический пейзаж” для гостиной в своем особняке на Спиридоновке в Москве. Во всех четырех выполненных Богаевским панно прослеживалось стремление передать дух ренессансного искусства в образах пейзажа, который бы напомнил о великой эпохе, вместе с тем здесь прослеживается влияние китайской средневековой живописи на шелке. Начало 20-х годов (1922 - 1925) - период увлечения Богаевского литографией. Чёртов палец, 1940
В экспозиции галереи представлен ряд акварельных этюдов К. Ф. Богаевского. Лучшие среди них — «Крымский пейзаж», «Вид окрестностей Судака», «Морской залив», созданные в 30-е годы, и «Крестовая башня» (1927). В последней из названных работ достигнута удивительная выразительность в изображении на фоне ярко-синего неба и зеленовато-бурых гор одной из башен знаменитой Судакской крепости. Очень правдиво передано впечатление от этого выжженного солнцем уголка Восточного Крыма с белой от зноя и пыли дорогой, чахлой, скупой растительностью. В этюде нет ничего случайного, для него характерно четкое, верно найденное композиционное решение. В пейзаже «Вид окрестностей деревни Козы» (20-е гг.) художник прорисовал углем высокие голые вершины скал, наметил характерные для этих мест очертания холмов, затем акварелью написал желто-коричневые глинистые холмы, полосу голубовато-серого моря на горизонте. Этюду присущи большая образность и глубина. -- Конец 1920-х – 1930-е г.г. – время работы художника над большими акварелями – картинами, изысканными по колориту, прозрачными и свежими ("Осенний вечер", "После дождя"). 1930-е годы – период творческого подъема художника, в его искусстве появляются новые темы. Он активно работал над индустриальными пейзажами, писал Днепрострой, Донбасс, заводы Мариуполя, создал цикл произведений "Города будущего". В 1933 году К.Ф. Богаевскому было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Мир, творимый Богаевским, – сочиненный. Однако в 1930-х годах пейзажи художника все более «натурализовались». В этой «натурализации» угадывалась изменившаяся подоснова образа, желание художника быстрее слить воображаемое с реальным и выдать мечтаемое за сущее. Именно в том смысле и примечательна картина «Старая гавань» (1931). Это реальный образ, созвучный образу другого крымского романтика - А. Грина, полный света и жажды прекрасного. Реалистичными видятся и полотна “Планерская бухта”, “Скала “Чертов палец” (1930-е гг.). В них К.Богаевский проявил себя живописцем, который выдвинул и реализовал концепцию идеального пейзажа, пуссеновскую традицию, которую он пытался трансформировать в условиях искусства начала ХХ века. 01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11 на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную |