|
|
Картины Ивана Айвазовского |
В продолжении своего творчества И. Айвазовский искренне увлекается то одно, то другой темой, ищет разнообразия в природе и находит его, казалось бы в таком однообразном пейзаже, как пезаж морской. Это свойство придаёт своеобразный характер всем его работам, будет ли это морской пейзаж или сухопутный, изображение водопада или реки - неизменно художник находит что-то характерное или редкое, изображая тот или иной уголок природы родины. В этом отношении интересно познакомиться с картиной "Камыши на Днепре". Художник выбрал очень своеобразное место. Здесь Днепр порос камышом. Тоненькие тростиночки словно качаются от ветра, трепещет вымпел на паруснике. В картине все детали привлекают внимание - и яркое небо с лёгкими облаками, и воды Днепра, налево уже потемнело. В правой части отразилось заходящее Солнце и высокие мельницы. Старый залатанный парус, в иных местах дырявый, кажется под рукой художника таким красивым. Картина составлена из самых простых элементов - старые мельницы, залатанный парус, домашний скарб, который сопровождают простые люди. Почему же всё это так привлекает нас? Кажется нам таким красивым и парадным? Возможно потому, что всё это любил сам художник, на этом он вырос и в самом простом видел он красоту и сумел передать всё это с силой и страстью своего таланта, так хорошо, что мы залюбовались его картиной. -- Всё, что увлекало И. Айвазовского, на чём останавливалось его внимание, он изображал с большим мастерством и искренностью. Трудно представить себе другого художника, который задумав бы писать Днепр, обратился бы к такому месту, сумел бы в этом замкнутом пространстве передать ощущение широты, могущества этой реки. | |
Камыши на Днепре, 1857 | Просторы украинских степей отражены в цикле работ на «сухопутные» темы. На картине изображено поросшее камышом место на реке, где тогда была переправа. Художнику удалось передать очарование угасающего летнего дня с помощью тончайших цветовых нюансов. В колористическом отношении пейзаж не лишен черт внешней красивости. В то же время освещенные заходящим солнцем крылья ветряной мельницы, рыбацкий челн со старым, заплатанным парусом, перевозящий через реку нехитрый скарб, просто одетых людей, — все это привносит в картину жанровые черты. |
Ежегодные путешествия художника давали ему всё новые и новые впечатления, новые запасы наблюдений, помогали созданию новых картин. Интересно прочесть просто названия полотен этого периода его творчества: "Камыши на Днепре", "Малага", "Ницца", "Ливадия", чтобы представить себе широкий круг пейзажной живописи И. Айвазовского - Украина, Крым, Испания, Франция. | |
Итальянский пейзаж. Вечер, 1858 | Светом заходящего Солнца озарено небо с золотистыми облаками, силуэты голубых гор, замыкающих даль. Полный штиль. Медленно движется шхуна. Лодка скользит по зеркальной воде. Группа молодых людей любуется природой. Девушки поют. В лице гребца в соломенной шляпе можно заметить черты сходства с товарищем И. Айвазовского В. Штернбергом. Себя И. Айвазовский изобразил за рулём. Вероятно, это воспоминание об одной из прогулок, участниками которой были молодые художники в годы итальянской командировки. Вероятно, здесь изображено озеро в северной Италии Легио Маджиоре. Природе Италии в те времена часто передавалась художниками очень парадно, также изображена она и у И. Айвазовского. |
Кораблекрушение у Афонской горы. 1856 г | Ночь в Крыму. Вид на Аюдаг. 1859 г |
Примечание: данные полотна не относятся к собранию картинной галереи им. И. К. Айвазовского в Феодосии и приведены исключительно в качестве иллюстрации к этой странице обзора творчества художника. |
начало::окончание
1850-е годы
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную
Поиск по сайту |
|