|
|
Картины Ивана Айвазовского |
Полярная природа влекла И. Айвазовского, хотя он никогда не бывал ни на берегах Северного Ледовитого океана, ни, тем более, в Антарктиде. Между тем, в творчестве художника остались произведения, посвящённые этим суровым и холодным местам. Картина "Ледяные горы в Антарктиде" была написана к 50-ти летию открытия ледяного континента в 1870 году. С одним из руководителей той экспедиции М. П. Лазаревым, И. Айвазовскому ещё в молодости удалось познакомиться и близко сойтись. Художник избрал ледяные горы, высота которых в этом месте достигает ста метров над уровнем моря. Как романтически поднял художник высокие ледяные горы, они словно хрустальные башни сверкают под солнечным светом, каждая грань их переливается и горит, словно хрусталь. Каким маленьким кажется шлюп "Мирный", командиром которого был М. П. Лазарев. Трепещет маленький вымпел, ещё более подчёркивая силу и мужество русских моряков, одолевших в те далёкие времена ледяные просторы. -- | |
Ледяные горы в Антарктиде, 1870 | К 70-м годам в творчестве выдающегося мариниста наметился перелом. На смену раннему романтизму с его эффектными бурями и молниями, красивыми восходами и закатами приходит более объективный взгляд на природу. Определенную роль в этом сыграл общий рост демократических тенденций в русской пейзажной живописи. В первую очередь это было связано с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. Передвижники в своем творчестве утверждали демократические идеалы, реализм изображения жизни народа и родной природы, стремились к разнообразию и свободе композиции картин. В русском изобразительном искусстве они достигли вершин критического реализма. |
Кораблекрушение, 1876 | В 1876 году Айвазовский написал еще одну картину «Кораблекрушение» (первая, с таким же названием, датируется 1843 годом). Крутые волны бросают на скалистый берег шлюпку с людьми. Солнечные лучи освещают прибрежные скалы, окрашивая их в розовый цвет, дробятся на волнах, свинцово-серых облаках. Эффект освещения усиливает драматизм ситуации. Дополняют это впечатление напряженные позы терпящих бедствие людей, порывистые взмахи крыльев мечущихся над волнами чаек. Композиционное решение картины предельно просто. Центр ее — освещенная закатным лучом солнца розовая скала, к ней сходятся основные линии пейзажа. Колористически картина выдержана в чистых сине-зеленых, сине-голубых, свинцово-синих тонах, а багряно-розовый закатный луч, освещающий скалу, мягко контрастирует с темно-свинцовыми громадами туч в небе. |
Восход Солнца, 1878 | Торжественный гимн рождающемуся дню звучит в картине «Восход солнца» (1878). Все в ней эффектно: и немного угрюмые зеленые волны, обрушивающиеся на берег, и выплывающий из-за горизонта огненный шар солнца... Еще не исчезли ночные тени на берегу, контрастирующие с ярким золотом солнечных лучей, разлившимся на волнах. Это мгновенно схваченное впечатление встречи дня и ночи передано с удивительным мастерством. |
Буря, 1872 | Босфор в лунную ночь, 1874 |
Примечание: данные полотна не относятся к собранию картинной галереи им. И. К. Айвазовского в Феодосии и приведены исключительно в качестве иллюстрации к этой странице обзора творчества художника. |
1870-е годы
на верх страницы::картинная галерея Айвазовского::на главную
Поиск по сайту |
|